Albero-kuhni.ru

Доходы и заработок
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оценка личностных качеств работника

Личные и деловые качества работника

Работодателю важны как личные, так и деловые качества сотрудника. Какие способности важнее? Как отнестись к отрицательным чертам? Для каждой профессии важны свои характеристики. О том, как сделать правильный выбор и как оценить будущего работника, расскажем в нашей статье.

Деловые и личные качества

Деловые качества работника – это его способность выполнять определенные трудовые обязанности. Самые важные из них – уровень образования и опыт работы. В выборе работника ориентируйтесь на пользу, которую он может принести вашей компании.

Личные качества характеризуют сотрудника как личность. Они становятся важны, когда у претендентов на одну должность деловые качества на одном уровне. Личные качества характеризуют отношение сотрудника к работе. Ориентируйтесь на самостоятельность: он не должен делать вашу работу, а со своей обязан справляться в полной мере.

Выбор качеств

Если в резюме вписано больше 5 характеристик, это сигнал о том, что претендент не способен сделать грамотный выбор. Причем стандартные «ответственность» и «пунктуальность» стали банальными, поэтому при возможности расспросите, что означают эти общие понятия. Яркий пример: фраза «высокая работоспособность» может означать «способность работать с большим количеством информации», в то время как вы рассчитывали на «готовность к сверхурочной работе».

Такие общие понятия, как «мотивация к труду», «профессионализм», «самоконтроль», претендент может раскрыть другими выражениями, конкретнее и содержательнее. Обратите внимание на несовместимые качества. Чтобы убедиться в честности претендента, можете попросить проиллюстрировать примерами указанные им характеристики.

Отрицательные качества сотрудника

Иногда их также вписывает в резюме соискатель вакансии. В частности такие как:

  • Гиперактивность.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Жадность.
  • Мстительность.
  • Наглость.
  • Неумение врать.
  • Неумение работать в команде.
  • Неусидчивость.
  • Обидчивость.
  • Отсутствие опыта работы/образования.
  • Отсутствие чувства юмора.
  • Вредные привычки.
  • Пристрастие к сплетням.
  • Прямолинейность.
  • Самоуверенность.
  • Скромность.
  • Слабая коммуникабельность.
  • Стремление к созданию конфликта.

Претендент, вписавший в резюме отрицательные качества, может быть честным, а может – опрометчивым. Такой поступок не оправдывает себя, но, если вы хотите знать возможные проблемы с этим претендентом, попросите его перечислить свои отрицательные качества. Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете. Например, неусидчивость свидетельствует о легкой адаптации и быстром переключении с одной задачи на другую, а прямолинейность – о пользе, которую он может принести при заключении сделки.

Качества для разных профессий

Определенные профессиональные качества нужны почти во всех видах деятельности. Вы можете облегчить претендентам работу и заодно сузить их круг, внеся информацию о нужных характеристиках в объявлении о приеме на работу. Для работника в области продвижения или развлечения основные качества – коммуникабельность, умение работать в команде, располагать людей к себе. В перечень выигрышных качеств также войдут: обаяние, уверенность в себе, энергичность. В сфере торговли список лучших качеств будет выглядеть так: гибкость мышления, навыки взаимодействия с клиентами, умение договариваться, работать в команде, а также быстрая реакция, вежливость, настойчивость, активность.

Сильные стороны сотрудника, работающего с большим объемом данных (бухгалтера или системного администратора): внимание к деталям, аккуратность, быстрая обучаемость, внимательность, организованность и, конечно, способность работать с большим количеством информации.

Характеристика секретаря включает разнообразные положительные качества: навыки взаимодействия с клиентами, делового общения, грамотность, умение вести переговоры и деловую переписку, способность заниматься несколькими делами одновременно. Также обратите внимание на хорошие внешние данные, внимательность, тактичность и уравновешенность, исполнительность. В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

Оценка профессиональных качеств работника

Чтобы не тратить время и деньги на испытание новых сотрудников, иногда компании оценивают их перед приемом на работу. Для этого созданы даже специальные центры оценки персонала. Список способов оценивания для тех, кто предпочитает делать это самостоятельно:

  • Рекомендательные письма.
  • Тесты. Сюда входят обычные тесты на профпригодность и тесты способностей, а также личностные и биографические тесты.
  • Собеседование.
  • Экзамен на знания и умения работника.
  • Ролевая игра или кейсы.

Определяясь с критериями оценки, можете основываться на деловых качествах: пунктуальность, потенциальное количество и качество выполняемой работы, опыт и образование, навыки и др. Для большей эффективности сделайте упор на качества, необходмые для должности, на которую претендует оцениваемый кандидат. Чтобы быть уверенным в работнике, рассмотрите его личные качества. Вы можете сами провести оценивание в виде рейтинга кандидатов, расставляя + и – по определенным критериям, распределяя их по уровням или присуждая баллы. Избегайте ошибок, связанных с оцениванием, например предвзятости или стереотипов, а также придания одному критерию слишком большого веса.

Оценка личностных качеств работника

Оценка личных качеств работника управления

Оценка и труда, и итогов — это оценка прошлого. Конечно, без прошлого нельзя понять будущее. Но по прошлому судить о будущем с большой степенью определенности можно лишь в случае, если работник будет продолжать трудиться на прежнем месте, когда условия работы, круг решаемых задач и другие факторы в основном сохраняются.

Это правомерно если для функциональных работников — на коротких отрезках времени; для технических исполнителей — если техническая база остается прежней.

Вполне естественно, что, оценивая работников управления, мы интересуемся не только тем, как их вознаградить за прошлое, но и тем, насколько они готовы к решению завтрашних задач. Короче говоря, надо оценить не только итоги деятельности работника, но и его потенциал.(об этом будет говориться далее)

На практике обнаруживается, что самые блестящие прошлые успехи — вовсе не гарантия хорошей работы на более высокой должности. Такие успехи говорят о многом, но далеко не обо всем.

Вот почему в рамках оценки работника со всей остротой встает проблема потенциала.

От чего будет зависеть, например, работа начальника цеха на посту директора? От многих обстоятельств. Но одно из главных — наличие у начальника цеха качеств, которые требуются на новой должности.

Читать еще:  Доход без вложений с ежедневными выплатами

Остается одно: ввести оценку не только итогов труда, но и качеств работника. Когда мы говорили, что непроявившиеся качества работника, как и намерения, нас не интересуют, мы были только отчасти правы. Они нас не интересовали, когда речь шла об оценке прошлых итогов. При попытке заглянуть в будущее — рынка, производства, управления и самого работника — они очень важны.

Основные идеи метода оценки качеств работника базируются на данных психологии. Она подтверждает зависимость между психическими чертами личности и ее деятельностью. Поэтому по оценке черт личности можно с определенной долей вероятности судить об эффективности тех или иных видов ее деятельности в будущем.

Оценка качеств работника существенно дополняет оценку итогов его работы. Подчиненные тоже склонны оценивать не только итоги работы своих руководителей, но и их личные качества, особенно черты характера.

Следует иметь в виду, что качества работника — это не что-то неизменное. Они развиваются, в одной обстановке раскрываются одни, а в другой — иные.

В условиях децентрализации, когда ослабляется текущий контроль и усиливается нормативный, установочный характер заданий, личные качества работника приобретают особое значение. Как будет обстоять дело, если работнику предоставят большую самостоятельность? Как он будет себя вести? Использует ли возможность проявить инициативу или будет по-прежнему ждать указаний? Или начнет самоуправствовать?

Качества работника необходимо оценивать, чтобы предвидеть его поведение и в критических, сложных ситуациях. Как он воспримет условия, когда надо быстро, четко, беспрекословно выполнять приказы? Проявит ли он сам нужную жесткость? Как на него подействует серия непрерывных и незаслуженных неудач или, напротив, неожиданных, в силу стечения обстоятельств, успехов?

Если оценка качеств работника столь важна, то вполне логичен следующий вопрос: какие же качества надо оценивать?

Качества, необходимые работнику управления- их великое множество, в общем виде требования к личным качествам работника можно объединить в три основные группы:

ü требования к знаниям (что знает работник);

ü требования к умениям (что он умеет);

ü свойства характера (каков он).

Прежде всего о знаниях. Они — исходное условие для работы в сфере управления. Понятие «знания» более широкое и полное, чем «образование».

Образование — это сведения о том, где учился. Знания— это оценка того, чему научился. В оценку качеств работника нужно включить не только знания, но и умения и навыки. Но главное — практика.

С другой стороны, опыт сам по себе не всегда говорит о том. какие умения и навыки имеет работник. Это всего лишь условие их приобретения, необходимое, но вовсе недостаточное.

Длительный опыт может привести к стиранию многих навыков, определенному «закостенению». Если человек несколько лет подряд выполняет одни и те же функции, он просто не замечает отдельных недостатков, работает механически, что нередко приводит к формальному и даже бюрократическому отношению к делу.

Опыт десяти лет на поверку может оказаться опытом одного года, повторенным десять раз, если функции работника были четко фиксированы. Вот почему при оценке личных качеств работника вместо опыта правильнее оценивать умения и навыки, хотя опыт фиксировать проще.

И, наконец, третий компонент оценки — свойства характера. Речь идет не о всех его свойствах, а о тех, которые нужны именно работнику управления.

Но ограничиться оценкой в общем виде знаний, умений и свойств характера нельзя. Чтобы полнее отразить специфику работника управления, надо три компонента оценки рассмотреть применительно к социальной, производственно-экономической и организационно-управленческой областям.

Для того чтобы оценить работника, вполне достаточно укрупненной схемы оценки его личных качеств.

Иногда постоянные качества не выделяются среди тех качеств, которые проявляются за какой-то период в той или иной конкретной ситуации. Между тем бывает, что работник, способный мобилизовать себя на короткий период (порыв), совсем не пригоден к систематической работе. Работник — это не набор качеств, разложенных по полкам и ящикам. Необходимо рассматривать его как цельную личность, органическое единство всех качеств. И тогда одни качества могут компенсироваться другими. Или, напротив, в сочетании с другими может становиться опасными. Только интегральный подход позволяет по-настоящему оценить те или иные качества работника, и только с этой позиции их можно рассматривать (форма 6).

Таблица.5.Форма 6 – Комплексная оценка качеств личности руководителя

Какие бывают профессиональные качества?

Профессиональные качества – так можно охарактеризовать совокупность личностных качеств, а также всех навыков, которые человек успел приобрести на протяжении своей профессиональной деятельности. К примеру, такие:

— стремление к профессиональному росту;

— способность находить с людьми общий язык;

— умение быстро ориентироваться в ситуации;

Что такое профессиональные навыки?

Давайте разберемся. Есть Hard skills. Есть Soft skills.

Soft skills — это междисциплинарные навыки. Коммуникативные (нетворкинг, ораторское искусство, риторика, аргументация, . ), управленческие (тайм-менеджмент, лидерство, управление проектами, управлением персоналом, . ), эмоциональные (эмоциональный интеллект, . ).

Hard skills — как раз и есть ваши профессиональные навыки. Ваш профилирующий навык.

У одного программиста есть следующие hard skills — программирование на языке C#, разработка алгоритмов, работа с паттернами.

Какие качества в человеке можно считать положительными?

Положительные качества человека: доброта, отзывчивость, трудолюбие, терпеливость, усердие, ответственность, эмпатия, миролюбие, дружелюбность, нравственность,высокая культура личности, верность, бескорыстие, искренность, честность, уверенность в себе, развитый интеллект, рассудительность, целеустремленность, оптимизм, жизнерадостность, практичность, активность, инициативность, решительность, смелость, надежность, аккуратность, бережливость, пунктуальность, осторожность, внимательность, обаяние, нежность, заботливость и так далее.

Людей с какими необычными профессиями вы знаете?

Обычно когда говорят про необычные профессии, то вспоминают поднимателя пингвинов в Антарктиде. В нашей практике такой экзотики не было, зато мы видели вакансии смотрителя маяка на одиноком шотландском острове, смотрителя за кошками на райском греческом острове, разнорабочего в бродячий цирк-шапито и шпиона в британскую контрразведку. И из недавнего — подмастерье к переплетчику в Виндзорский замок, работодатель — королевская семья.

Читать еще:  Какое такси выбрать для работы в москве

Что для вас значит «Настоящий мужчина» (какие критерии, условия и ассоциации у вас возникают)?

  • Человек слова. Сказал — сделал. Что-то не можешь — честно признайся.
  • Способен прокормить свою семью. На адекватном уровне, не доширак и пельмени.
  • Способен защитить своих близких, в т.ч. и физически, если понадобиться.
  • Моральная опора для семьи и друзей. Готов помочь и поддержать, чем сможет.

Какие есть современные тесты для определения профессиональных наклонностей взрослого человека?

Таких методик очень много, особенно активно они разрабатывались и внедрялись в США, где профессиональному и карьерному консультированию издавна уделяется повышенное внимание. Рекомендую следующие тесты, имеющиеся в свободном сетевом доступе:

Тест Дж. Голланда (или Холланда) на определение профессионального типа личности. Голланд полагал, что существует шесть типов людей, при этом каждому типу соответствует своя специфическая область профессиональной деятельности (например, реалистический тип личности склонен к действию, а не размышлению, обладает выраженной физической силой и ловкостью, предпочитает работу с «реальным», то есть видимым результатом — строительство, стоматология, ремонт, конструкторские работы и т.д.). Тест не большой и его можно пройти, например, здесь — jobs.ua

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (справка: доктор психологических наук, выдающийся отечественный специалист в области психологии труда). Опросник Климова широко используется для профориентации подростков и взрослых людей. Описание методики, сценарий её прохождения и интерпретация результатов здесь — vsetesti.ru

Тест карьерных ориентаций Э. Шейна (справка: известный американский психолог, исследователь организационной культуры). Тест определяет не столько профессиональные наклонности, сколько личностную мотивацию и цели в трудовой деятельности. По мнению Шейна, существует девять основных профессиональных ориентаций (например, предпринимательская ориентация — создание новых рабочих мест, товаров, услуг и т.д.,то есть карьера бизнесмена). Тест успешно переведен и адаптирован российским психологом В.А. Чикер. Ловите здесь — psytests.org

Проективные тесты — «EOF» («E — Эксплуататор, O — трудяга, F — бездельник») и тест «Круги и линии». Очень любопытные, простые в прохождении и парадоксальные в интерпретации тесты. Не буду долго описывать суть и методику этих тестов, сразу направляю по ссылкам. Тест EOF (azps.ru) и тест «Круги и линии» (samorazvitie.net). Внимательно читайте инструкции, не торопитесь, заранее вооружитесь карандашом и листком бумаги — нужно будет рисовать!

Соционический тест. Молодая наука соционика справедливо подвергается критике за спорность своих теоретических и методологических посылок, однако она может оказаться небесполезной в сфере профориентации. Вы можете достаточно быстро и легко определить индивидуальный соционический тип (всего их 16), что, в свою очередь, позволит уточнить собственные профессиональные наклонности (например, социотип «Есенин» — хорош в литературной и артистической деятельности, а «Робеспьер» — продуктивен в научно-исследовательской). Тест на определение соционического типа здесь — socionika.info

Помните, ни одна из перечисленных методик не может рассматриваться как абсолютно объективная, единственная и исчерпывающая. Пробуйте разнообразные подходы, варьируйте. Если возникнут трудности и сомнения — смело обращайтесь за помощью к профессиональным карьерным консультантам и психологам. Это очень здравое и современное решение!

Оценка личностных качеств работника

Формализованные оценочные методы появились в середине ХХ в. и предназначались для оценки личных качеств работников. Классическим примером такого подхода является шкала личных и деловых качеств (traits scalе). Организации, применяющие этот метод, идентифицируют набор личных характеристик, необходимых работникам для качественного выполнения рабочих обязанностей, и оценивают степень их проявления. Шкала личных и деловых качеств обычно включает следующие критерии оценки: амбиции и самомотивация работников; способность к обучению; преданность организации; коммуникабельность; способность к адаптации; творчество; честность; инициативность; энтузиазм в работе; способность к лидерству и др. С ее помощью проводится селекция кандидатов на выдвижение, определяется потенциал работников. Однако оценка личных качеств работника не дает никакой информации о конкретном рабочем поведении индивидуума, результатах его деятельности. Даже в том случае, когда мнение руководителя-оценщика о подчиненном как о личности является точным и справедливым, такого рода обратная связь не всегда полезна для работника, поскольку не несет ясных представлений о том, как он выполняет свою работу и что надо изменить или улучшить в его рабочем поведении.

Сказать работнику, что он не имеет недостаточных способностей к лидерству, – все равно что не сказать ничего, так как от оценщика требуется конструктивная обратная связь, помогающая повысить эффективность деятельности, а не простая констатация личностных черт и способностей. По мнению П. Друкера, «работодатель не имеет дело с личностью. Занятость – это специфичный контракт для выполнения определенной деятельности и ничего более. Какие-либо попытки работодателя уходить за пределы этого соглашения иллюзорны и являются злоупотреблением властью. Служащий не должен быть «неверным», «нелюбимым», иметь неправильные позиции или принципы. Он должен выполнять свою работу и ничего более».[183]

В этой связи к настоящему времени шкала личных и деловых качеств в чистом виде практически не используется, однако часто является весомой составляющей графической шкалы рейтинга (рис. 5.28). С ее помощью оцениваются не только личностные характеристики, но и количество и качество выполняемой работы, знания и навыки работников. Различные модификации графической шкалы рейтинга являются наиболее популярными оценочными методами как в России, так и за рубежом ввиду простоты и удобства в применении.

Рис. 5.28. Типовая форма графической шкалы рейтинга[184]

Стандартизированная шкала оценки помогает оценщику сократить затраты времени на формирование мнения об оцениваемом и заполнение оценочных форм. Однако по-прежнему результаты оценки не позволяют оцениваемым понять, что же необходимо им изменить в рабочем поведении для получения более высокой оценки.

Сами оценщики испытывают затруднения в установлении специфичных целей перед работниками для улучшения работы вследствие смысловой обобщенности критериев оценки. Зачастую ими формулируются абстрактные, расплывчатые наставления по коррекции действий («Пытайтесь быть более инициативными», «Проявляйте творчество» и т. п.). Ограниченным видится использование графической шкалы рейтинга для разработки и осуществления программы обучения и развития работников, имеющих низкую оценку, поскольку в процессе ее применения не определяются, какие именно области трудового поведения несовершенны, требуют осознания и изменения посредством обучения и освоения новых знаний, умений и навыков. Кроме того, итоговые оценки не могут быть основой справедливой системы вознаграждения персонала, поскольку по графической шкале рейтинга не измеряются рабочее поведение и результаты деятельности.

Читать еще:  Капитал это приносящие доход деньги или средства

Помимо указанных недостатков главной проблемой использования методов, ориентированных на оценку личных и деловых качеств, является большая вероятность ошибок в оценках.

Людям свойственно совершать серьезные ошибки при оценивании других индивидов на основе своего личного мнения. Психологи определяют их как «различия между результатом процесса восприятия, выработкой мнения и объективностью, точным измерением, неокрашенным предубеждением, предвзятостью, предрассудками или другой субъективностью, внешним влиянием».[185]

Следующие эффекты восприятия провоцируют искажения оценок:

– позитивный или негативный уклон в оценивании;

– эффект центральной тенденции;

– эффект схожести с оценщиком;

– ошибки атрибуции (приписывания главенствующей роли при оценивании внешним обстоятельствам или личностным качествам работников).

Проявление позитивного или негативного уклонов заключается в оценке всех работников выше или ниже реального уровня, что обусловлено соответственно «мягкой» или «жесткой / строгой» позицией оценщика. На рис. 5.29 иллюстрируется ситуация, когда оценщик склонен выбирать более высокие оценки на шкале рейтинга (средний балл оценок – 4). По данным эмпирических исследований эта тенденция наиболее устойчива. На рис. 5.30 показано обратное явление (средний балл оценки – 2).

Рис. 5.29. Пример позитивного уклона в оценках

Рис. 5.30. Пример негативного уклона в оценках

Рис. 5.31. Пример центральной тенденции в оценках

Некоторые менеджеры имеют тенденцию оценивать подчиненных, ориентируясь на средние значения градации шкалы, несмотря на то, что оцениваемые заслуживают более высокой или низкой оценки. Эта ошибка получила название «эффект центральной тенденции » (рис. 5.31): все работники получают оценки от 2 до 4, и средний балл соответственно равен 3. В итоге оценка не выполняет свои функции по выявлению лучших работников, потенциальных кандидатов на замещение руководящих вакантных должностей и лиц, которым необходимо экстренное консультирование и обучение для качественного выполнения работы, повышения продуктивности труда.

Эффект «ореола» имеет место, когда менеджер, невзирая на уровень фактической деятельности, изменение отношения работников к выполняемым обязанностям, постоянно одинаково оценивает подчиненных по всем оценочным критериям вследствие устойчивого общего положительного или отрицательного мнения о них. Например, работник, получивший высокую оценку по качеству работы, будет также высоко оценен по инициативе, кооперации и т. д. Причиной эффекта «ореола» является ряд факторов: личные отношения и чувства, первоначальные ожидания и др.

Идеально рейтинг должен основываться на систематическом обследовании деятельности работников, чтобы избежать ошибок, вызванных эффектом «новизны» , поскольку на оценку в большей степени влияют последние события и наблюдения, предшествующие оценочной сессии и ясно запечатленные в памяти оценщика. Как правило, перед формальной процедурой оценки люди особенно старательно относятся к работе, чтобы продемонстрировать себя с лучшей стороны. Если оценщик ориентируется исключительно на этот период, вероятность ошибки «новизны» будет очень высокой.

Менеджер часто неосознанно вовлекается в процесс сравнения деятельности подчиненных, особенно если он вынужден оценивать большое количество людей в течение короткого интервала времени. Когда это происходит, оценка деятельности одного работника влияет на оценку другого. Так, работник, чья деятельность заслуживает средней оценки, оцениваемый сразу же вслед за кем-либо, получившим низкую оценку, получает более высокий рейтинг.

И наоборот, получает низкий рейтинг, если он оценивается сразу после высоко оцененного сослуживца. В данной ситуации имеет место искажение, называемое эффектом «контраста» .

Некоторые люди склонны быть предвзятыми в восприятии и оценивании других индивидов. Это зачастую вызвано историей взаимоотношений между оценщиком и оцениваемым, предубеждениями в отношении расовых, этнических, возрастных групп, ролевыми и другими стереотипами. Известно, что главными определителями восприятия являются характеристики самого человека, который оценивает других: людям нравятся индивиды, похожие на них самих, поэтому при оценивании именно им отдается предпочтение, завышаются оценки. Это называется «эффектом схожести с оценщиком» .

Кроме того, искажения в оценках зачастую вызваны ошибками атрибуции (приписывания главенствующей роли в деятельности работников избирательно или личностным, или внешним факторам); тем самым игнорируются истинные причины происходящего. Например, высокий рейтинг преимущественно объясняется только личной заслугой работника («он работал хорошо, потому что он умный») или внешними обстоятельствами («он работал хорошо, потому что руководитель постоянно инструктировал его»). Однако чаще всего первопричину хорошей или плохой работы оценщики видят только в личных характеристиках работников и упускают из поля зрения ситуационные факторы, нередко оказывающие существенное воздействие на поведение, уровень деятельности.

Ошибки часто разрушают ценность системы оценки деятельности работников, приводят к ухудшению отношений между оценщиком и оцениваемым. Ряд рекомендаций помогает предотвратить или снизить ошибки в оценке:

1) необходимо поощрять менеджеров регулярно обследовать деятельность подчиненных и хранить записи наблюдений для обоснования оценки;

2) для предупреждения ошибок при оценивании шкалу оценки рекомендуется конструировать таким образом:

– критерии, включенные в шкалу, должны быть значимыми для характеристики деятельности и ясно сформулированными;

– каждому измерению должен соответствовать строго один критерий деятельности работников;

– точки градации на шкале рейтинга («отлично», «хорошо»… и т. д.) должны быть однозначно определены в терминах профессионального поведения работников;

3) для исключения эффекта «контраста» не следует оценивать большое количество людей в малый промежуток времени;

4) оценщики должны пройти соответствующее обучение для ознакомления со всеми разновидностями ошибок восприятия в целях их недопущения.

Несмотря на то что пункт, касающийся тренинга оценщиков, замыкает список рекомендаций, он играет ведущую роль в снижении ошибок в оценочном процессе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector