Albero-kuhni.ru

Доходы и заработок
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Малый бизнес в южной корее

БИЗНЕС В ЮЖНОЙ КОРЕЕ

Южная Корея обладает высокотехнологичной индустриальной экономикой, ориентированной на внешние рынки. В стране функционируют известные во всем мире корпорации, к примеру, Samsung, Hyundai Motor Company, SK Group, Korea Electric Power Corporation, LG Electronics и многие другие. Университеты Южной Кореи предоставляют качественное образование и готовят квалифицированных специалистов, которые не только занимают вакансии на местном рынке труда, но и открывают успешный бизнес.

Зарплаты в Южной Корее во многих отраслях превышают среднеевропейский уровень. В государстве отличная инфраструктура, прозрачные законы и созданы оптимальные условия для предпринимателей, в том числе из-за рубежа. Бизнес в Южной Корее для русских и других иностранцев – это возможность выйти на крупные азиатские рынки и повысить конкурентоспособность своей продукции. Фактически 20 лет в стране действует закон «О поощрении иностранных инвестиций» и местные власти принимают все необходимые меры по привлечению зарубежных бизнесменов в свою страну.

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности ведения бизнеса в Южной Корее

Сегодня тысячи трудовых мигрантов стремятся найти работу в Южной Корее, а некоторые иностранцы заинтересованы в открытии собственного бизнеса. Безусловно, без помощи местных специалистов – юристов, бухгалтеров, аудиторов – сделать это совсем непросто. Одна из главных сложностей заключается в языковом барьере, бизнес-культуре и ментальных отличиях граждан Южной Кореи. Процесс адаптации проходит довольно сложно и долго.

Кроме того, ради объективности не стоит излишне идеализировать благополучие Республики Корея. Проблем в стране предостаточно. Например, внутриполитический кризис последних лет, напряженные отношения с некоторыми соседними странами, стареющее население, негибкий рынок труда, безработица среди молодежи, монополия крупных корпораций и высокая зависимость от экспорта, за счет которого формируется около 40% ВВП. Плюс нарастающее давление региональных конкурентов – Японии и Китая.

Несмотря на все социально-экономические и политические сложности, в Южной Корее сохраняется комфортная деловая среда, которая привлекает сотни предпринимателей и инвесторов со всего мира. Отчасти этот факт подтверждает известный рейтинг агентства Doing Business, в котором по состоянию на 2020 год из 190 стран мира по доступности открытия бизнеса Южная Корея занимает 5-е место. Это лучший результат среди всех стран Азии после Сингапура.

Бизнес-иммиграция в Южную Корею обычно подразумевает предварительное открытие специальной визы D-8 в корейском дипломатическом ведомстве. В течение 90 дней после прибытия в Южную Корею необходимо оформить регистрационную карточку иностранца. Минимальная сумма инвестиций для получения визы составляет 100 млн вон, что эквивалентно 89 тысячам долларов. В зависимости от вида бизнеса с визой D-8 разрешается находиться в Южной Корее от 2 до 5 лет. В дальнейшем можно получить статус постоянного жителя (виза F-5).

Формы собственности в Южной Корее

Частный бизнес (Private businesses).

Филиал иностранной компании (Foreign Branch).

Корпорация (Corporations):

Общее партнерство. General Partnership (Hapmyeong Hoesa).

Партнерство с ограниченной ответственностью. Limited Liability Partnership (Hapja Hoesa)

Акционерная корпорация. Joint Stock Corporation (Chusik Hoesa).

Корпорация с ограниченной ответственностью. Limited Liability Corporation (Yuhan Hoesa).

Регистрация компании в Южной Корее

На примере корпорации выделим основные шаги регистрации бизнеса в Южной Корее, включая стандартные сроки и финансовые затраты. В стране функционирует специальный сервис Start Biz, с помощью которого практически все процедуры осуществляются онлайн в одном месте.

Создание фирменной печати компании. Срок – 1 день. Стоимость – 30 000 вон.

Выбор корейского банка для открытия коммерческого счета и внесения первоначального капитала (после регистрации компании). Срок – 1 день.

Выбор юридического адреса.

Подготовка устава и учредительных документов.

Регистрация компании через систему Start Biz Online. Срок – 3 дня. Стоимость: электронная регистрация – 2 000 вон, регистрационный взнос – 10 000 вон, регистрационный налог – 2% от уставного капитала, образовательный налог – 20% от суммы регистрационного налога. Ресурс позволяет:

Проверить наличие и получить сертификат о наименовании компании.

Подать заявку, загрузить документы и провести полноценную регистрацию компании, то есть получить идентификационный номер и подтвердить печать.

Отправить в корейское управление труда такой документ, как «правила занятости» (информация об условиях занятости наемных работников).

Зарегистрироваться в налоговой службе, органах медицинского страхования, пенсионного фонда, страхования занятости и от несчастных случаев на производстве.

Осуществить налоговые и регистрационные платежи.

Налоги в Южной Корее в 2020 году

На территории Южной Корее созданы ряд свободных экономических зон со льготным режимом налогообложения и дополнительными стимулами для ведения бизнеса. Это наиболее подходящий вариант для зарубежных предпринимателей, планирующих инвестировать в корейскую экономику или создавать бизнес с нуля. Очень часто местное правительство даже выдвигает обязательное условие к иностранцам для регистрации компаний в подобных зонах.

Ставки налогов в Южной Корее

Корпоративный налог на прибыль

Оборот до 200 млн вон – 10%.

Оборот от 200 млн до 20 млрд вон – 20 млн, плюс 20% от суммы более 200 млн вон.

Оборот от 20 млрд до 30 млрд вон – 3,98 млрд, плюс 22% от суммы более 20 млрд вон.

Оборот свыше 30 млрд вон – 65,58 млрд, плюс 25% от суммы более 30 млрд.

Подоходный налог

Годовой доход до 12 млн вон – 6%.

Годовой доход от 12 млн до 46 млн вон – 720 тысяч вон, плюс 15% от суммы более 12 млн.

Годовой доход от 46 млн до 88 млн вон – 5,82 млн вон, плюс 24% от суммы более 46 млн.

Годовой доход от 88 млн до 150 млн вон – 15,9 млн вон, плюс 35% от суммы более 88 млн.

Годовой доход от 150 млн до 300 млн вон – 37,6 млн вон, плюс 38% от суммы более 150 млн.

Годовой доход от 300 млн до 500 млн вон – 94,6 млн вон, плюс 40% от суммы более 300 млн.

Годовой доход более 500 млн вон – 170,6 млн вон, плюс 42% от суммы более 500 млн.

Кроме общенациональных, в Южной Корее предусмотрены местные налоги на прибыль корпораций, а также на доходы и имущество граждан. В среднем ставки составляют около 10% от общенациональных налогов.

Бизнес с Южной Кореей: как найти партнеров и начать сотрудничество

По прогнозам экспертов, в перспективе ближайших двух-трех десятилетий самыми мощными будут рынки США, Индии и Южной Кореи. Как Южная Корея, у которой нет ни ископаемых природных ресурсов, ни мощного экономического бэкграунда, вошла в этот список? И есть ли у российских предпринимателей перспективы сотрудничества с этой страной?

Почему Южная Корея — одна из трех экономик будущего

Еще в 60-70-е годы прошлого века Республика Корея была отсталой и нищей азиатской окраиной с преимущественно аграрной экономикой. Сегодня эта страна входит в двадцатку самых развитых экономик мира и является четвертой экономикой в Азии с индустриальной составляющей на основе высоких технологий.

Согласно рейтингу Bloomberg’s Global Innovation Index, Республика Корея (сегодня страну неофициально принято называть Южной Кореей) стоит на первом месте в мире в таких категориях, как «Исследования и разработки», «Образование» и «Патенты». Трудно представить, но Южная Корея — крупнейший в мире судопроизводитель, владеющий 45% долей мирового рынка.

Макроэкономический рост страны обусловлен в значительной степени тем, что правительство на протяжении уже многих десятилетий сосредоточено на приоритетном развитии национального бизнеса, товарного и технологического экспорта, а также на привлечении инвестиций в страну. Что отличает эту страну, так это невероятная работоспособность: несмотря на то, что официально нормированная рабочая неделя среднего южнокорейца составляет 40 часов в неделю, на практике они работают до 10-12 часов в сутки.

Южная Корея — маленькая страна с ограниченным запасом полезных ископаемых и природных ресурсов. Именно поэтому приоритетным, жизненно важным для нее является расширение экономического пространства за счет внешних рынков. Основными внешнеэкономическими потребителями товаров из Южной Кореи являются США, ЕС и Китай. Россия в списке внешнеэкономических партнеров стоит на 12-м месте.

Экономические отношения с Россией

Внешнеторговая деятельность Республики Корея в отношении России сосредоточена главным образом на увеличении объема экспорта товаров и технологий промышленного и аграрного производства. Южнокорейские товары, как правило, по качеству не уступают европейским, но значительно дешевле даже с учетом логистики. С китайскими товарами в большинстве случаев сравнение не имеет никакого смысла — это совершенно разное качество и подход к дизайну.

Читать еще:  Бизнес на пельменях ручной лепки

Большая часть грузов доставляется в Россию морским путем, логистика давно налажена, и никаких затруднений с доставкой сегодня не существует. Интересы же в сфере импорта из России лежат в энергетике и поставках сырья для обеспечения промышленности.

Развитию торгово-экономических связей между Южной Кореей и Россией в последние годы во многом способствовала товарная экспансия Китая на конкурентные рынки сбыта: Юго-Восточную Азию, США, Европу.

Российский рынок является очень привлекательным не только для крупных южнокорейских компаний, которые давно и прочно обосновались в России, локализовав здесь свои производства, но и для средних и мелких. Благодаря поддержке правительства любая южнокорейская компания имеет возможность найти партнеров в России, не затрачивая собственные средства на маркетинг.

Как найти партнеров

Как ни странно, найти партнеров в Республике Корея достаточно просто, необходимо всего лишь иметь желание. Что именно нужно делать?

Вариант — 1. Можно самостоятельно найти компанию на многочисленных кросс-национальных бизнес-сайтах. Выходцы из бывшего СССР, уехавшие в Южную Корею после развала Союза, предлагают поиск партнеров за скромную оплату услуг или процент с продаж. Такие посредники могут выкупать товар на себя и перепродавать российским клиентам. Этот вариант отлично подойдет частным предпринимателям и малому бизнесу. Например, интернет-магазинам — косметики, продуктов питания, автозапчастей. Товар может закупаться мелким оптом и отправляться хоть почтой. Риски здесь минимальны, языкового барьера нет.

Вариант — 2. При посольстве Республики Корея в России работает торговый отдел (KOTPA — Korea Trade-Investment Promotion Agency). КОТPА представляет интересы южнокорейских компаний в России и помогает российским компаниям в поиске и установлении связей с потенциальными партнерами. Вся информация доступна на сайте посольства и КОТPА, все услуги для российских компаний бесплатны. Можно обратиться в КОТРА напрямую или через нас и наших коллег.

Наш первый опыт обращения к южнокорейскому поставщику напрямую был безуспешным. КОТРА помогла нам найти контакт с южнокорейской компанией — поставщиком детских товаров для наших клиентов из Казахстана после того, как наши попытки связаться с ним напрямую провалились. Переписка на английском языке и звонки в компанию были бесполезны, несмотря на то, что южнокорейский персонал прекрасно владел языком. На запрос КОТРА в компании отреагировали мгновенно, и после предоставления всей затребованной информации (презентации потенциального партнера с описанием деятельности, оборотов и каналов дистрибуции) была организована двусторонняя встреча в Республике Корея. Наш клиент получил контракт на дистрибуцию товаров в Казахстане.

Вариант поиска партнеров в Республике Корея через КОТРА подойдет больше среднему и крупному бизнесу, так как доверие к посреднику в переговорах в данном случае очень высокое.

Вариант — 3. В России и в Республике Корея регулярно, несколько раз в год, проходят встречи южнокорейских компаний с российскими потенциальными партнерами в формате face to face. Организаторы встреч с южнокорейской стороны — уполномоченные маркетинговые агентства, аккредитованные при государственных департаментах по поддержке малого и среднего бизнеса в каждой из девяти южнокорейских провинций и шести городов-метрополий.

С российской стороны организаторами являются российские маркетинговые агентства, как, например, наше. Любая заинтересованная компания может посетить встречу и наладить бизнес-контакты с потенциальными партнерами. Все услуги для российских компаний во всех случаях также бесплатны: полную стоимость поездки в Южную Корею для представителя российской компании берет на себя организатор — правительство Республики Корея. Подобные встречи, кстати, проходят по всему миру, не только в России.

По нашему опыту, из компаний, приезжающих на переговоры в Россию и заинтересованных в продвижении своих товаров на российский рынок, в последнее время преобладают следующие компании:

На подобных встречах обязательно присутствуют представители организаторов и переводчики, все вопросы, как правило, решаются на месте.

В южнокорейских компаниях, планирующих выход на российский рынок, работают выходцы из бывшего СССР, языкового барьера и межкультурных сложностей в общении, как правило, не возникает. Однако деловой этикет заслуживает отдельного разговора.

Эффективность участия в таких встречах очень высокая. Самыми эффективными остаются встречи малых и средних компаний. Большой спрос у российских компаний на южнокорейскую косметику, наукоемкие технологии (очистка воды, экологичные источники энергии, переработка отходов), автомобильные запчасти, продукцию химического производства (полиол, бакелит, смолы).

В июне этого года мы организовали визит компаний из Калужской области в Республику Корея на мероприятие 2016 Overseas Buyer Invitation Business Meeting, организованное нашими партнерами из Южной Кореи. Все расходы приглашающая компания взяла на себя.

Одна из компаний, занимающаяся переработкой промышленных отходов, провела несколько результативных встреч и готовится к подписанию контракта на поставку завода и технологии по переработке отходов химического производства.

Компании-дистрибьюторы южнокорейской косметики — наши постоянные клиенты таких B2B -встреч — оперативнее других договариваются о сотрудничестве и заключают контракты. Очевидно, эта ниша пока еще позволяет мягко выйти на рынок.

Вариант — 4. Можно начать свой бизнес в Республике Корея самостоятельно. По процедуре он очень простой, но сопряжен с проблемами межкультурного уровня. Наш партнер в Республике Корея помогает открывать компании корейцам — выходцам из республик бывшего СССР. По их опыту, эти компании так или иначе ориентированы на российский рынок и рынки стран СНГ, хотя и не все компании становятся успешными, так как мешает языковой барьер и менталитет. Без знания языка трудно ориентироваться в тонкостях законодательства и делопроизводства, приходится нанимать переводчиков, отдавать ведение бухгалтерии на аутсорсинг, что, кстати, стоит совсем недорого.

Налоги и условия для регистрации компаний

Условия для регистрации компаний для всех одинаковые, набор документов, переведенный на корейский язык, сроки регистрации в 7-10 дней — тоже одинаковые для всех. Бюрократия, по словам наших южнокорейских партнеров, в стране практически отсутствует.

Минимальный уставный капитал для компаний всех видов собственности составляет 9 000 — 10 000 долларов США. Однако есть запрет на участие иностранного капитала в компаниях из таких отраслей, как авиаперевозки, банковский сектор, теле- и радиовещание, телекоммуникации, энергетика, пресса, рыбный промысел, животноводство и торговля мясом.

  • на прибыль — от 13 до 25%;
  • НДС — 10%,
  • подоходный налог — зависит от многих факторов и составляет в среднем 38%.

Бухгалтерская отчетность — ежемесячная (почувствуйте разницу!) и обязательная ежегодная аудиторская проверка.

От налогов уйти можно, но не рекомендуется: благодаря высокой информатизации банковской сферы все расходы легко отслеживаются, да и за предоставление информации о нарушениях заявитель получает высокое вознаграждение. После налогового скандала восстановить репутацию в Республике Корея просто не удастся.

Легальный способ уйти от налогов — зарегистрировать компанию в одной из свободных экономических зон. В этом случае компания в зависимости от сферы деятельности и формы регистрации освобождается от всех налогов сроком от трех до пяти лет и затем от 50% налогов еще на два года.

Минимальный размер иностранных инвестиций в свободной экономической зоне — 5 млн. долларов США. Государство гарантирует возвращение капиталов и прибыли на родину инвестора.

Вариант — 5. Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов инвестировать капитал в экономику Республики Корея. Программы государственно-частных партнерств заработали в стране в 1994 году после принятия закона о продвижении частного капитала в социальные капитальные инвестиции в транспортной сфере и социальной инфраструктуре. Почти все крупные проекты в стране осуществляются с участием частного капитала, в том числе иностранного. Крупных компаний, которые готовы войти в такие проекты, не так много, критерии для вхождения компании в проект — ожидаемая доходность и гарантия возврата средств.

Программы реализуются на государственном уровне, технические же вопросы, такие как оценка бизнес-планов концессионеров, решает Центр развития ГЧП Южной Кореи (Public and Private Infrastructure Investment Management Center, PIMAC).

Деловой этикет

Как показывает наш опыт, прямые обращения в южнокорейскую компанию с предложением сотрудничества редко приносят результат: корейцы предпочитают, чтобы партнера им представили, рассказали о его предложении и статусе переговорщика в компании. Как правило, для первого знакомства требуют довольно подробные сведения о компании: количество сотрудников, размер годового оборота и другие подобные сведения. Телефонные переговоры могут длиться довольно долго, но без личной встречи продвинуться в бизнесе с южнокорейской компанией вряд ли получится.

Читать еще:  Как написать бизнес план пошаговая

Южнокорейские бизнесмены — очень уважаемые у себя в стране люди, имеющие высокий социальный статус и требующие к себе соответствующего отношения. Переговоры обречены, если российские участники встречи ведут себя фривольно, высокомерно или если по статусу они будут ниже переговорщика с южнокорейской стороны. Важно на встрече иметь визитные карточки на английском языке с указанием статуса переговорщика в компании.

Корейцы очень вежливые люди и от собеседников ожидают того же. Но не удивляйтесь личным вопросам — о возрасте, семье и детях, это тоже проявление вежливости по-корейски. Если вы готовитесь ко встрече с южнокорейским бизнесменом, наденьте строгий деловой костюм с белой рубашкой, а вот женщине лучше не надевать брюк. Небольшой сувенир также увеличит ваши шансы на успех в переговорах.

Подписанный договор с южнокорейскими партнерами — это еще не истина в конечной инстанции. Однако условия, оговоренные в устной беседе, также обязательны к исполнению. Цена слова у корейских партнеров очень высока. В нашей практике нам не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда устные обещания без напоминаний исполнялись со стопроцентной аккуратностью и принципиальностью. Мы заявляем ответственно: корейцы — очень надежные партнеры, и принцип «Выше прибыли только честь» — не пустые для них слова. Но и от вас требуется такое же отношение к делу. И не опаздывайте на встречи! Оправдать опоздание московскими пробками не получится — этим вы только подчеркнете неуважение к партнеру.

Правительство Кореи выделяет полмиллиарда долларов на поддержку самозанятых

Среди промышленно развитых стран Южная Корея выделяется большим процентом самозанятых граждан, или — иными словами — большой долей сектора малого предпринимательства. В 2018 самозанятых было 5,63 миллиона человек, что составляет четверть всей численности работающего населения. Мало в каком мегаполисе стран «Первого мира» можно увидеть такое количество мелких лавочек и кафешек, как в Сеуле. Особенность эта буквально бросается в глаза при долгих прогулках по улицам корейской столицы, а ведь за пределами этого есть еще и частные перевозчики, крохотные сервисы по доставке, уборке и т.д.

Малый бизнес в Корее

Корейцы — трудолюбивый и довольно предприимчивый народ, и в тех случаях, когда им не удалось найти хорошо оплачиваемую работу в крупной компании или на госслужбе, они вряд ли будут просто сидеть и ждать у моря погоды. При первой возможности корейцы пытаются начать свой маленький бизнес. В этом плане они выделяются даже на фоне Европейского союза, где на долю самозанятых приходится 15,5% от всех работающих.

Другие постиндустриальные страны показывают намного меньшие показатели: 10,4 процента в Японии и 6,3 процента в США. В Великобритании в 2017 процент самозанятых составлял 15,1; это 4,8 млн. человек, но надо помнить, что для Соединенного королевства это относительно новое явление, вызванное политикой переноса промышленного производства и множеством других факторов, сложившихся в период правления лейбористов. В 2001 году показатель самозанятого населения был существенно ниже и составлял 3,3 млн. человек, или 12% от всего числа работающих граждан.

Для Южной Кореи большая доля малого предпринимательства является скорее традицией, или — что точнее — наследием общей восточноазиатской специфики. Когда-то всё это было характерно для всей урбанизированной части Старого света, но в Азии задержалось в связи с поздним вступлением в промышленную эру. В Республике Корея это усугубилось страшной разрухой после войны с КНДР. Самозанятость была в сущности единственным выходом для большей части населения. Только удивительный и уникальный по своей скорости рывок к созданию промышленности изменил ситуацию. Но не забудем, что промышленная революция свершилась в этой стране совсем недавно по историческим меркам. Наследие прошлого сказывается в Корее почти во всех сферах жизни.

Малый бизнес на протяжении всей второй половины 20 века играл в Восточной Азии огромную роль. Корея тут не была исключением, но в некоторые годы этот сектор сталкивался с серьезными проблемами. Причем трудности приходили с тех сторон, откуда их не очень-то и ждали.

Безработица и повышение оплаты труда в Корее

В 2013-14 годах уровень безработицы в Южной Корее упал до минимума. Это быстро сказалось на секторе малого предпринимательства тем, что он ощутил нехватку рабочих рук. Как следствие, выросла оплата труда. Перед множеством маленьких фирм замаячила перспектива разорения, и некоторые, вероятно, и разорились. Ситуацию спасли гастарбайтеры из стран Юго-Восточной и Средней Азии. Безработица и — соответственно — конкуренция на рынке труда начали расти. Во второй половине 2015 года уровень безработицы достиг 3,5 процентов и держался примерно там же на протяжении ряда лет. В 2018 он начал сравнительно быстро расти, но тут подоспели правительственные новации.

В прошлом году Южная Корея подняла минимальную заработную плату на 16,4 процента. В 2019 ее подняли еще на 10,9 процента. Повышение наложилось на определенный спад в экономике, падение покупательной способности, рост арендной платы в крупных городах и прочие побочные явления спада, что, может быть, не очень сильно задело крупные корпорации, но мелкие предприятия почувствовали удар. Повысилась стоимость рабочей силы. Совокупные 27,3 процента повышения для придорожной лавки и маленького кафе — не шутка. Объявленное повышение в конечном итоге должно привести к росту потребления на том самом уровне малого бизнеса, но это пусть и в недалекой, но перспективе, тогда как проблемы возникли уже сейчас. На авторов новации посыпалась критика.

Достаточно быстро корейское правительство приготовило ответные меры (если только это не часть заранее выработанной программы). Было решено предоставить кредиты в размере 600 млрд. вон (528,6 млн. долларов США) для поддержки предпринимателей из сектора малого бизнеса.

Большая часть суммы, а именно 450 млрд. вон предоставят тем самозанятым, которые испытывают сложности с обеспечением кредитов. Еще 120 миллиардов пойдет тем предприятиям, которые пострадали от сложившегося ухудшения условий предпринимательства.

Оставшиеся 30 миллиардов вон будут направлены на поддержку тех бывших самозанятых, бизнес которых пострадал настолько серьезно, что им пришлось закрыть свои предприятия. Эта сумма призвана помочь им открыть новое дело.

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ПРАКТИКЕ США И ЮЖНОЙ КОРЕИ

студент, ВШГА, МГУ им. М.В Ломоносова,

АННОТАЦИЯ

В статье показаны механизмы поддержки развития малого бизнеса в сравнении государственного регулирования в законодательстве США и Южной Кореи. Система государственной поддержки направлена на формирование благоприятной экономической среды как для начала, так и для дальнейшего ведения и развития бизнеса в указанных странах.

В США создана многоуровневая система поддержки предприятий малого предпринимательства, которая заключается в нормативном регулировании и финансово-организационном воздействии, которые в совокупности создают благоприятные условия развития, начиная от возникновения хозяйственного плана малого предприятия и заканчивая исполнением контрактов.

Государственная поддержка осуществляется на всех уровнях публичной власти: от муниципального до федерального, а также посредством экономического сотрудничества с частными некоммерческими предприятиями и коммерческими крупными предприятиями.

В Южной Корее также создана система государственной поддержки малого предпринимательства, которая во многом переняла лучшие достижения американской программы. Государственная программа также направлена на организационно-правовую и финансовую поддержку малых предприятий, а также на выстраивание системы взаимодействия между крупным частным бизнесом и малыми предприятиями.

Известно, что одними из главных показателей эффективности поддержки малого предпринимательства являются уровень проведения новых исследований и внедрения новых технологий в экономическое развитие страны. К примеру, результаты государственной поддержки малых предприятий в США можно выразить в отчетах, составляемых по итогам выполнения государственных программ поддержки. По состоянию на 2018 год доля нововведений на одного работника на малых предприятиях выше по сравнению с крупными в 4 раза. Это достигается во многом потому, что вложения в новые разработки на малых предприятиях превышают вложения на таковые в крупных предприятиях в 24 раза.

Современная система государственной поддержки малого предпринимательства в США начала складываться с принятием в 1953 году Акта о малом бизнесе, заложившем основы правового регулирования поддержки малых предприятий [№1-2. – С. 6-29.]. Среди прочего в данном документе предусмотрено создание Администрации малого бизнеса США, которое должно было стать центром воздействия государственного регулирования на развитие малого предпринимательства, поскольку вся законотворческая деятельность в данной области, а также разработка программ организационно-финансовой поддержки проходила также в данном федеральном ведомстве. Тем самым в государственном аппарате был создан специализированный орган, уполномоченный воздействовать на развитие малого предпринимательства и обладающий надлежащими организационно-правовыми возможностями.

Читать еще:  Бизнес не пошел

В Южной Корее также создается государственный орган в структуре органов государственной власти — Администрация малого и среднего бизнеса, которая получила полномочия заниматься законотворческой деятельностью, созданию программ поддержки малого и среднего бизнеса, а также контролем за ее исполнением[№1-2. – С. 6-29.]..

Следующим шагом стало принятие закона Бая-Дола, по условиям которого малое предприятие получало право зарегистрировать патент на технологию производства или какое-либо изобретение, которое было произведено в результате участия в государственных программах финансирования и иной помощи малым предприятиям. При этом права на использование всех отчетов и описаний новых разработок переходили к государству. Эта мера, с одной стороны, позволяла государству использовать для своих нужд определенные подходы и способы решения определенных технико-экономических задач, а с другой стороны, вынуждала малое предприятие создавать действительно хозяйственно полезное изделие или технологию, которые смогут стать экономически эффективными и принести пользу своему владельцу.

Таким образом, государство выстраивало на законодательном уровне определенные правила поведения на рынке разработки новых технологий и в сфере поддержки малого предпринимательства.

В Южной Корее также существует программа, направленная на регулирование государственно-частного партнерства, в том числе, в сфере разработок новых технологий — Программа технологических инноваций малого и среднего предпринимательства, которая разделяет помощь предприятиям на общей и стратегической основе. Помощь по общей программе составляет один год, а по стратегической — три года. В остальном программа поддержки, в целом, является аналогичной. При этом государство не забирает опытно-конструкторскую документацию, в отличие от США, а только получает прибыль в размере 30 % от своего вклада в развитие предприятия с рассрочкой в течение пяти лет. Тем самым мы видим более мягкие условия взаимодействия малых предприятий с государством в Южной Корее по сравнению с США.

При этом финансирование инвестиционных программ в Южной Корее, также как и в США, распределяется между общегосударственным и региональным бюджетами, даже пропорции примерно одинаковы.

Следующим шагом стало принятие также в 1980 году закона о технологических инновациях, посвященного созданию центров промышленных технологий на базе государственных или частных научно-образовательных организаций под руководством Министерства торговли США, которые призваны оказывать всю необходимую технологическую помощь в виде консультаций научных и технических специалистов.

Также в 1980 году был принят закон о центрах содействия малому бизнесу США. Данный закон направлен также на создание специальных центров поддержки малых предприятий, но уже с задачами организации консультаций по другим вопросам: правовым, организационно-финансовым, маркетинговым, управленческим и иным вопросам для начинающих предприятий.

Целью создания подобных центров является организация консультационной помощи начинающим малым предпринимателям по правовым, бухгалтерским, экономическим и иным вопросам.

По аналогии с данной программой в Южной Корее созданы бизнес-инкубаторы по схеме «Промышленность-Университет-Исследования», основной целью которых также стало совмещение научного потенциала университетских ученых и лабораторных исследований с производственными процессами, что создало мощный потенциал для ускоренного технологического рывка.

Кроме того, указанные центры получили возможность распределять финансовую помощь на основе грантов из федерального бюджета. Однако финансирование обеспечивается не только из федерального, но и местного или регионального бюджета на условиях определенной пропорциональности, поскольку Центры содействия малому бизнесу ограничены в возможностях финансирования одного предприятия.

Таким образом, между центральными государственными органами в США и Южной Корее создана прослойка в виде центров поддержки предпринимателей, которые смогут оказать всю необходимую организационную, методическую и финансовую помощь на начальном этапе развития.

Финансовая помощь может быть оказана малому предпринимательству и по линии венчурного инвестирования со стороны инвестиционных компаний, которые могут действовать в США в рамках государственной программы по финансированию малого предпринимательства. К примеру, с 1958 года начала действовать программа «Инвестиционные компании малого бизнеса», по условиям которой инвестиционные компании инвестируют в компании участников денежные средства, полученные на основании банковских займов под гарантии Администрации малого бизнеса.

В Южной Корее действует схожая схема, при которой, с одной стороны, создаются венчурные фонды, осуществляющие прямое финансирование, а с другой стороны, государство в лице Администрации МСП выступает гарантом по банковским займам для малых и средних предприятий.

Спецификой Южной Кореи при этом является создание в 2011 году Центра поддержки бизнес-инвестиций, через который централизованно происходит государственное финансирование, а также централизованного Фонда, который инвестирует в иные инвестиционные фонды. Следовательно, создана двухуровневая система инвестирования в Южной Корее.

В 1982 году принимается закон «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе», который направлен на расширение участников научных исследований и инновационных разработок, а также на практическое ориентирование предприятий в сторону скорейшего воплощения научных разработок в опытно-конструкторские образцы, способные выйти в серийное производство.

Для исполнения данного закона правительство разработало несколько программ, направленных на адресное финансирование предприятий, доказавших намерение развиваться в сфере инновационных технологий. С этой целью вышеуказанный закон установил условия участия в данных программах, результатом которых становится привлечение бюджетных средств на развитие новых технологий.

Далее в 1986 году принимается закон о трансфере федеральных технологий, который дает возможность заключать соглашения о сотрудничестве между федеральными агентствами и различными частными организациями, в том числе, малыми предприятиями по вопросам развития новых технологий. Следует отметить, что данный закон предусмотрел для предприятий право получения не только денежных средств, но и организационную помощь вплоть до возможностью задействовать трудовые ресурсы указанных федеральных агентств.

При этом в рамках данной программы создается сеть региональных и федеральных деловых центров, в которых концентрируется успешный опыт построения предприятий, которым делятся добившиеся значительных успехов на данном поприще люди. Следовательно, начинающие предприниматели получают возможность напрямую перенять уже готовый опыт лучших специалистов в данной области производства.

Вместе с тем, в США на законодательном уровне также предусматриваются обязательная квота в пользу малых предприятий в различных сферах: в финансировании научной деятельности, в заключении государственных контрактов на определенную сумму и так далее.

В Южной Корее в этой части предусмотрена особая программа поддержки — гарантированные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны некоторых федеральных агентств.

Кроме того, определенные послабления заложены и в налоговом законодательстве, направленные на уменьшение организационно-финансовых препятствий для занятия предпринимательством.

Наконец, в 2003 году в США принимается закон, устанавливающий деловое партнерство по линии ментор-протеже между прошедшими профессиональный отбор предприятиями, обладающими опытом и технологической базой по налаживанию определенного производства и начинающими предприятиями, прошедшими аттестацию в Администрации малого бизнеса. Обладающие соответствующим опытом компании могут стать менторами в данных отношениях только получив разрешение со стороны той же Администрации малого бизнеса, которая контролирует исполнение данной программы. Протеже в виде малых предприятий получают возможность заключить контракт на выполнение соответствующего плана развития с конкретными целями под руководством ментора на определенный в программе срок. При этом протеже получает доступ к организационным, финансовым, правовым, бухгалтерским, трудовым и иным ресурсам ментора.

В Южной Корее экономическое взаимодействие между опытными предприятиями и малыми и средними субъектами предпринимательства осуществляется по программе совместного выхода на зарубежные рынки предприятий малого и крупного бизнеса, при котором государство берет на себя финансирование косвенных расходов, крупные компании инвестируют в ресурсоемкие расходы, а малые предприятия принимают на себя только прямые транспортные расходы [No 1, pp. 69-94.].

Все эти меры, принятые на законодательным уровне, позволили создать организационно-правовую систему защиты интересов малых предприятий и их поддержку с различных сторон и на разных уровнях социального взаимодействия. Малые предприятия, получив доступ к определенным государственным или региональным программам, воспользоваться всесторонней методической, финансовой и даже трудовой поддержкой государственных органов или частных коммерческих предприятий или некоммерческих учреждений, что создает серьезные гарантии успешного начала и развития самостоятельного дела для граждан США. Тем самым организационно-правовая база, выстроенная государством, формирует благоприятную деловую среду, направленную на всестороннюю помощь и поддержку людей, открывающих собственное дело.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector