Albero-kuhni.ru

Доходы и заработок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что изучают в бизнес школах

Выгодное дело: как учеба в бизнес-школе меняет предпринимателя

Уже прошло больше года, как я забыл про выходные дни. Все в моем графике перемешалось и сдвинулось, порой я забываю, как я жил до этого. Спорт ушел на второй план, я успел только выполнить очередной half-ironman в прошлом мае, а потом затянуло окончательно. Это не новый проект и не третий ребенок в семье. Просто в прошлом году я поступил на программу MBA. Мечты и реальность, все же, разошлись: там, где я ожидал прорыва, ничего не произошло, зато выгоды оказались в совсем неожиданных направлениях.

Моя история с MBA началась очень давно, я задумался о поиске программы в 2015-ом. Поначалу казалось, что рассматривать программу в России и вовсе не стоит, я питал иллюзорные надежды уехать учиться за границу. Даже не прикинув на коленке бюджета, сразу задумался над поступлением: изучал сайты программ различных заведений, узнал, что есть в природе GMAT (тест для обучения в бизнес-школе) и обязательный для поступления языковой TOEFL.

Уровень моего английского тогда оставлял желать лучшего. Поэтому первое, что я сделал, — пошел изучать язык заново, начал смотреть все фильмы только на английском, на нем старался читать и книги. Когда же я пристально посмотрел на GMAT (даже учебник заказал на Amazon), то сразу понял сложность задачи и отступил. Да, отступил. Я не готов был потратить столько времени на подготовку. Текущий бизнес и семья важнее, твердо решил я. Тогда же начал смотреть на программы в России. Пробой пера было, конечно же, поступление в «Сколково». Прошел тесты, собеседование, сдал английский, но грант я так и не получил. Заплатить за обучение полную сумму в евро я не мог, немного отчаялся и постарался забыть на время про MBA.

Через год я наткнулся на статью, где речь шла о рейтингах MBA в России, так и нашел подходящую мне программу. Критерии были простыми. Во-первых, программа обязательно на английском — вывести язык на новый уровень, довести его до совершенства, читать книги на языке было моей мечтой. Во-вторых, модульное обучение, так как жить в Москве ради этого в мои планы не входило. В-третьих, стоимость не должна была превышать 1,5 млн рублей. И, наконец, в-четвертых, программа должна иметь международный диплом, то есть аккредитацию. В выбранной мною программе все сложилось один к одному и я был готов окунуться с головой во все новое.

Обучение началось в апреле 2017 года, как говорят, с места в карьер. Модули обучения шли один за другим каждые две недели. Например, ты учишься 2-4 дня с утра до вечера с перерывом на обед. Я вообще не очень люблю сидеть на месте, поэтому первое время концентрироваться на предмете в течение долгого времени было пыткой. Постоянное желание заглянуть в телефон или компьютер не оставляет меня до сих пор. На модуле в основном дают теорию, причем подразумевается, что ты уже готов ее воспринимать. Заранее, через специальный портал, раздают материалы для ознакомления. Иногда там пусто, а иногда список кейсов и книг для прочтения тянется далеко вниз. После модуля дается задание и всего три недели на выполнение. Вы думаете, это много? Отнюдь. Когда модули два раза в месяц, то после окончания одного уже наступает время сдавать задание по предыдущему модулю. Выходит, что учеба постоянно присутствует в твоей жизни.

Впервые в жизни я столкнулся с понятием «плагиат». Точнее я сам наплодил плагиат. Признаюсь, что первую серьезную работу я наполовину списал из интернета. Толком не разобравшись в цитировании и правилах использования чужих идей, я в итоге получил 0 баллов. «В награду» за это весь летний отпуск я переписывал задание по International Marketing. Еще одна особенность итоговой оценки, это весы между различными заданиями. Например, тест на модуле идет за 40%, а домашнее задание за 60%. Таким образом, я провалил дисциплину под названием Innovation: не справился с тестом, хотя домашнее эссе сделал достаточно хорошо. Как результат — в новогодние каникулы я все переписывал. Мне понравился подход профессора из Франции: когда я написал ему, что завалил тест на модуле, я аргументировал это тем, что мне не повезло, имея в виду то, что просто «не угадал с ответами». Профессора это сильно удивило, и он прямо указал мне на то, что на модуле вместо учебы я занимался своими делами, поэтому и результат такой. В этом разница систем образования: я привык думать, что несдача экзамена может быть связана с везением, а в представлении француза удача никак не может влиять на результаты, только усердие и концентрация.

Очень увлекательная часть обучения — это выезд на специализацию в главный кампус школы во Францию. Это было мини-приключение с огромным количеством вызовов. Неделя напряженной работы с утра до вечера в группах, где собрались люди из абсолютно разных стран. Моя специализация — «Инновации». Повезло, что группа была всего 9 человек, поэтому отсидеться не удалось. Состав очень разнообразный, студентов различных программ перемешали. Так, наша группа состояла из представителей России, Швейцарии, Индии, Кореи и США.

Моим напарником был Алекс из США, и только благодаря его работе мы выглядели достойно (в следующий раз я буду усерднее учить язык и изучать кейсы). Интересно, что ребята с местной full-time-программы очень сильно отличаются от нас — тех, кто уже давно работает и может учиться лишь part-time. Мало опыта, «книжные» представления о бизнесе, сильное желание остаться во Франции и найти работу, с другой стороны — мастерство презентации и комплексный подход к решению учебных задач. Надо было лучше готовиться! Материал был, но я осилил лишь половину. Зато когда оказался в процессе, пришлось догонять по ходу дела, а это очень тяжело. Любая свободная минута — ты читаешь кейсы. Пять дней рабочего стресса открывают какие-то новые возможности в организме, как в триатлоне!

Однако по результатам только первого года, я могу сделать определенные выводы. Мой английский язык стал лучше лишь в некоторых аспектах, но существенно вырос словарных запас, беглость чтения. Навыки письма и разговора так и остались на прежнем уровне. Домашние задания выполняются на английском языке, но мой уровень не дает прыгнуть выше головы, пишу довольно просто и с русскими конструкциями (несмотря на это, профессора пока что еще меня понимают).

Читать еще:  Москва интересные бизнес идеи

Во-вторых, я привык жить и работать в другом ритме и с другой нагрузкой. Обучение в выходные, да еще два перелета из Ижевска в Москву и обратно, а в понедельник опять на работу. Все это требует огромной концентрации сил: надо успевать гораздо больше и быстрее, домашние задания, которые валятся на тебя одно за другим, не оставляют выбора.

Третий вывод — самый важный. Признаться честно, многое из программы обучения мне знакомо в том или ином виде. Помогают 15 лет предпринимательства за плечами и сотни прочитанных книг. Где-то нахожу для себя новые фишки, а что-то вообще не нравится и ужасно скучно. Но! Неожиданно для себя я получил огромный синергетический эффект для собственного бизнеса. Будто творческая и мозговая активность открываются и начинают беспощадно сыпать идеями: после каждого модуля я привожу 10-20 новых заметок и идей для своих проектов. В процессе учебы я нашел несколько новых направлений и решился на серьезные преобразования. Кто бы мог подумать, что главный плюс будет в этом?

Впереди еще год, большая выпускная работа, модуль по специализации. Надеюсь, эффект от всей этой затеи превзойдет все мои ожидания, как и от процесса обучения на MBA.

Что такое MBA и почему набирает популярность Digital MBA: ключевые особенности обучения

Повсеместная диджитализация диктует бизнесу новые правила. Чтобы выдерживать конкуренцию, важно грамотно использовать digital-технологии и владеть цифровым инструментарием. В этом управленцам помогает бизнес-образование, в частности обновлённые программы MBA — Digital MBA.

Рассказываем, кому и зачем нужно MBA-обучение, как получить диплом бесплатно или со значительной скидкой, чем отличается Digital MBA от классического MBA, какие навыки и умения (и не только) приобретают выпускники — всё это с комментариями экспертов.

светлана третяк

Редактор Нетологии. Разобралась в тонкостях популярного бизнес-образования

Как устроены традиционные программы MBA

Что такое MBA

MBA — Master of Business Administration, в переводе «мастер делового администрирования». Программы MBA преподают в бизнес-школах для подготовки управленцев среднего и высшего звена в коммерции, государственном и муниципальном управлении. Обычно обучение длится два года.

На программах MBA обучаются эффективному управлению бизнесом: новым техникам и приёмам для роста. Также MBA помогает расширить деловые связи, что нередко приводит к созданию новых проектов.

Основа обучения — методика «кейс-стадис» (case-studies), или бизнес-кейсов. Представляет собой разбор конкретных примеров из реальной жизни, проработку возможных действий с аргументированным решением по рассматриваемой ситуации. Метод разработан в Гарвардской бизнес-школе в начале ХХ века.

Студенты опираются на личный опыт, предлагая кейсы из собственной практики. Групповое рассмотрение и совместный поиск решения доказали свою эффективность — в результате появляются не только новые идеи, но и новые бизнесы.

Для обучения на MBA нужно иметь диплом о высшем образовании и стаж практической деятельности не менее 2–3 лет. Также бизнес-школы попросят:

  • результаты теста на способность учиться на MBA (GMAT);
  • рекомендательные письма;
  • эссе на заданную тему (например, «Как я улучшу мир после обучения на MBA»);
  • языковой тест TOEFL или IELTS (большая часть учебной литературы написана на английском языке + чтение лекций);
  • пройти собеседование, на котором будут спрашивать про профессиональные достижения, ожидания от MBA, жизненные ценности.

Выпускник получает квалификационную степень MBA, диплом о профессиональной переподготовке, а также диплом MBA бизнес-школы.

Степень MBA позволяет претендовать на высокооплачиваемые управленческие позиции. В некоторых компаниях без её наличия в принципе нельзя попасть на руководящую должность.

Ряд глобальных инвестиционных банков даже выпускников университетов рассматривает в разрезе заветной степени: если нет МВА из ведущего университета, то могут предложить только начальную должность аналитика, а если есть — сразу более высокую позицию associate.

Всё это ежегодно привлекает в бизнес-школы десятки тысяч человек.

Чему учат на МВА

А когда поучишься немного, то понимаешь, что все не так патетично. Обычный институт, который дает абсолютно те же самые знания, которые можно почерпнуть в книгах. Точнее, очень хороший институт с очень хорошими профессорами, которые, которые имеют очень хорошее практическое представление о предмете.

Я давно задумывал серию постов о том, что же такое бизнес-образование и какая от него польза. И сегодня будет как раз первый рассказ о том, чему нас учили в течение прошедших восьми месяцев. Забегая вперед, скажу, что в этот раз я намеренно не буду трогать вопросы обучения «человеческим» качествам и работу в команде, потому что это отдельный большой разговор, и сосредоточусь лишь на «формальных» предметах, которые можно увидеть у нас в расписании. Там, где возможно — с видеозаписями с реальных уроков.

1. Предпринимательство (Entrepreneurship). Один из ключевых предметов в IMD, на который делается большая ставка. Ведет профессор Benoit Leleux, бельгиец, который сам является успешным предпринимателем и венчурным капиталистом. Каждый класс — разбор конкретного кейса о том, как люди создавали или покупали бизнес (от мебельного магазинчика до La Martina). Очень вдохновляет и зажигает. Также в рамках курса была возможность месяц поработать с реальными стартапами, специально отобранными на всешвейцарском конкурсе. А ниже видео с одного из наших классов (не удивляйтесь, что все зеленые — это был День Святого Патрика и ирландская вечеринка)

2. Финансы (Finance). Ничем не отличается от финансов, которым учат в российских ВУЗах и которые описаны в классических книгах по Corporate Finance. Акции, облигации, фьючерсы, расчет NPV. Я лично практически ничего нового из этого курса не вынес, хотя для большинства одноклассников он оказался самым сложным (ибо большинство из них никогда с цифрами не работали). Профессор Nuno Fernandes из Португалии очень хорошо разбирается в предмете, но весьма своеобразен и очень нервничает перед камерой.

3. Бухучет (Accounting). Самый скучный предмет, на котором учат, как расписывать дебеты и кредиты и сводить балансы. Поскольку десять лет назад я этот предмет уже учил и благополучно забыл, то особо не напрягался. Вел его динозавр отрасли шотландец Stewart Hamilton, один из самых колоритных профессоров. Hardcore oldschool, что называется. Видео с урока нет, так что пусть он просто расскажет о глобальных экономических трендах.

Читать еще:  Женский бизнес без минимальных затрат

4. Экономика (Economics). Один из моих самых любымых предметов и профессоров, которые капитально выносили мозг даже мне, человеку с кандидатской степенью по экономике. Профессор Ralf Boschek- человек, который как будто живет в другом измерении, из которого транслирует свои гениальные мысли об экономике. Любой вопрос может положить на графики и рассказать, как он легко решается, а за один урок расписывает шесть больших досок. Каждая его лекция — это смесь экономики высокого полета и остросюжетного детектива, и если отвлечься от повествования хотя бы на минуту, то потеряешься, поэтому все обычно слушали, раскрыв рты.

5. Лидерство (Leadership). Предмет, который составляет ядро программы МВА в IMD и который ее прославил. Суть — понимание себя в мире и мира в себе. Умение видеть, что происходит вокруг и читать других людей. Умение строить с ними отношения и работать в коллективе. Умение вести за собой других. Человек, который создал этот курс и много лет тянул его, к сожалению, ушел из IMD в прошлом году, и в этом стал вести новый профессор Ben Bryant, который, прямо скажем, не всем нравится. В том числе и потому, что постоянно старается вытолкнуть студентов из зоны комфорта и покопаться в неприятных мыслях и переживаниях. Очень психологичный предмет, в течение которого проходит множество «экспериментов», конфликтов и откровенных разговоров. Эссе, которые по нему надо писать, являются одним из самых сложных элементов программы: с первого раза их не сдают обычно около 20% студентов.

6. Организационное поведение (корявый перевод Organizational Behavior). Некий сплав организационных, культурных, лидерских и психологических аспектов управления организацией. Как решать конфликты, что движет людьми в компаниях, как работать с различными культурами. Ведет директор программы МВА Martha Maznevski. Видео опять не из класса, но очень хорошо отражает ее стиль.

7. Стратегия (Strategy). В этом курсе, в основном, ведутся пространные беседы о стратегических выборах, которые стоят перед компаниями. Например, на экзамене за четыре часа надо было написать стратегию для компании LEGO. Все классы также основаны на конкретных исторических примерах. Ведут два профессора — Margaret Cordig и James Henderson. Нашел видео только последнего.

8. Маркетинг (Marketing). Предмет о том, как продавать кока-колу, мыло Dove и лифты Schindler. Довольно абстрактные рассуждения о брендах, их силе, эффективности рекламных компаний и лучших каналах сбыта. Если до МВА я думал, что маркетинг может быть интересен в силу некоторой креативной составляющей процесс, то теперь понимаю, что это однозначно не моя тема. Ведет ирландец John Whalsh, который выпивает по четыре бутылки Coke Zero за учебный день. Видео нет.

9. Инновации (Innovation). О том, как преуспевает тот, кто вовремя ловит тренды и не засиживается на одном месте. Пока что самым ярким моментом курса было создание инновационной сумки (см. здесь), а большая часть курса еще впереди. Профессор Michael Wade — большой специалист по онлайн-медиа и всяким прогрессивным штукам.

10. Мировая политическая экономия (Global Political Economy). Политические дискуссии по наиболее важным предметам повестки дня. Поскольку в классе есть люди 46 национальностей, то разговор всегда получается жарким и интересным. А профессор Jean-Pierre Lehmann — признанный авторитет в международных вопросах, который очень любит говорить про Китай. Так или иначе на каждом уроке эту страну обсуждаем.

11. Управление производством (Production and Operations Management). Довольно короткий курс, который дает базовые представления о том, что такое производственный процесс, как его выстраивать наиболее эффективно и как повышать продуктивность. Хитом стало посещение фабрики Nespresso, после которой вообще не понимаешь, зачем на производстве нужны люди. А профессор — всеми любимы Nikos Tsikriktsis, который очень быстро говорит и является единственным сотрудником IMD, у которого в e-mail не указана фамилия (потому что все равно никто не знает, как она правильно пишется).

Как видите, набор предметов мало отличается от классического набора обычного факультета экономики и управления обычного ВУЗа. Так что с точки зрения «знаний» вряд ли МВА сильно отличается от того, что можно получить, просто почитав книгу. Основное преимущество подобных программ — в так называемых soft skills. А что это такое, как они развиваются и почему это важно, я расскажу в следующей серии.

5 навыков, которым стоит научиться тем, кто хочет открыть свой бизнес

Советует основательница Школы Гастробизнеса Настя Колесникова

Кур­сов и про­грамм для пред­при­ни­ма­те­лей се­го­дня мож­но най­ти очень мно­го. Преж­де чем вы­брать один из них, сто­ит опре­де­лить­ся, ка­кие на­вы­ки нуж­ны на­чи­на­ю­ще­му биз­не­сме­ну в первую оче­редь. На­стя Ко­лес­ни­ко­ва, ос­но­ва­тель­ни­ца Шко­лы Га­стро­биз­не­са, ком­па­нии «Мест­ная еда» и фуд-ин­ку­ба­то­ра, где пред­при­ни­ма­те­лям по­мо­га­ют за­пус­кать свои про­ек­ты, рас­ска­за­ла «Цеху», что нуж­но знать тому, кто ре­шил за­пу­стить свое дело. Сре­ди вы­пуск­ни­ков фуд-ин­ку­ба­то­ра про­ек­ты Soul in the Bowl, Brownie Mama и дру­гие.

Пе­ред тем, как от­крыть биз­нес, учить­ся нуж­но обя­за­тель­но. Под­хо­дить к это­му про­цес­су сто­ит с умом — ина­че есть боль­шой риск, что то, чему ты бу­дешь учить­ся, тебе в бли­жай­шее вре­мя не при­го­дит­ся. Ка­кие же на­вы­ки вам точ­но нуж­ны?

На­вык 1. Дей­ство­вать

Биз­нес — это пред­при­ни­ма­тель­ство, сло­во, од­но­ко­рен­ное с «пред­при­ни­мать». Са­мое важ­ное — сфор­ми­ро­вать при­выч­ку все вре­мя дей­ство­вать. У вас долж­но быть страст­ное же­ла­ние не про­сто при­ду­мы­вать и рас­суж­дать, а дей­стви­тель­но де­лать сво­и­ми ру­ка­ми.

Мне ка­жет­ся, рус­ско­му че­ло­ве­ку не свой­ствен­но рас­смат­ри­вать труд как некий эле­мент жиз­ни. Так сло­жи­лось ис­то­ри­че­ски. По­сле пе­ре­строй­ки счи­та­лось, что ты ду­рак, если мно­го ра­бо­та­ешь или мало по­лу­ча­ешь. Меч­той было мало ра­бо­тать и мно­го по­лу­чать. Из ни­че­го за­ра­бо­тать мил­ли­ард, быст­ро и про­сто. По­это­му «тру­дить­ся» в на­шем по­ни­ма­нии — это ко­гда не по­лу­ча­ет­ся при­ду­мать ни­че­го дру­го­го. Даже сей­час пред­при­ни­ма­те­ли сра­зу хо­тят де­ле­ги­ро­вать, вый­ти из опе­ра­ци­он­ки и за­ни­мать­ся стра­те­ги­че­ски­ми за­да­ча­ми.

Читать еще:  Бизнес проекты которых нет в россии

Для мно­гих без­де­лье на ра­бо­те — это уда­ча и по­вод для гор­до­сти: «Ой, у меня хо­ро­шая ра­бо­та. Силь­но не на­пря­га­ют, есть вре­мя на свои дела». У нас нет при­выч­ки бла­го­род­но тру­дить­ся, а в пред­при­ни­ма­тель­стве та­кой под­ход не прой­дет.

Имен­но по­это­му у нас в «Мест­ной еде», ко­то­рая со­зда­ет плат­фор­му для ре­а­ли­за­ции соб­ствен­ной идеи про биз­нес, все по­стро­е­но так: ты что-то изу­ча­ешь в Шко­ле Га­стро­биз­не­са, а по­том идешь на Мар­кет Мест­ной еды, что­бы по­ра­бо­тать с ре­аль­ным про­дук­том и ре­аль­ны­ми людь­ми и про­те­сти­ро­вать идею. Это необя­за­тель­но, но мы со­зда­ем усло­вия, что­бы че­ло­век по­шел и по­про­бо­вал. Я пред­по­ла­гаю, что это са­мое глав­ное, чему дол­жен на­учить­ся пред­при­ни­ма­тель.

Даже если вы изу­чи­ли фи­нан­сы, эко­но­ми­ку, трен­ды, про­шли курс, как со­зда­вать про­дукт, но не по­про­бо­ва­ли сде­лать сами, не по­лу­чи­ли об­рат­ную связь от лю­дей, — все зря.

Как на­учить­ся де­лать: пой­ти в биз­нес-ин­ку­ба­то­ры, уво­лить­ся, вы­ра­щи­вать цве­ты, за­ве­сти пса, де­лать за­ряд­ку каж­дое утро и за­ни­мать­ся спор­том.

На­вык 2. Нор­маль­но вос­при­ни­мать кри­ти­ку

Ко­гда вы от­кро­е­те биз­нес, все ока­жет­ся со­всем не так, как вы пред­по­ла­га­ли. Вы при­ду­ма­ли про­дукт, а люди по­че­му-то его не по­ку­па­ют. Не так и не столь­ко, сколь­ко вы пла­ни­ро­ва­ли. От­кры­тий бу­дет мно­го. Важ­ный на­вык — вос­при­ни­мать нор­маль­но лю­бой фид­б­эк и кри­ти­ку от го­стей, дру­зей, се­мьи, экс­пер­тов и за счет об­рат­ной свя­зи по­сто­ян­но улуч­шать про­дукт.

Я ча­сто на­блю­даю, как лю­дям, ко­то­рые при­хо­дят в наш фуд-ин­ку­ба­тор, слож­но вос­при­ни­мать кри­ти­ку. Ви­ди­мо, это ка­кая-то наша уди­ви­тель­ная чер­та. Воз­мож­но, я сей­час силь­но обоб­щаю, но по­сле ра­бо­ты в Ни­ге­рии, ко­гда я по­мо­га­ла за­пус­кать там «Додо-пиц­цу» и ло­каль­ный бренд мо­ро­же­но­го, я ста­ла за­ме­чать, что люди в Рос­сии в от­ли­чие от ни­ге­рий­цев очень за­мо­ро­че­ны на соб­ствен­ной са­мо­оцен­ке. Ду­маю, это по­след­ствия ис­то­рии на­шей стра­ны, мы до сих пор в по­ис­ке соб­ствен­ной иден­тич­но­сти.

Сна­ча­ла была чет­кая со­вет­ская иерар­хия, а по­том ста­ло ни­че­го непо­нят­но. И наше по­ко­ле­ние — пер­вое, кто во­об­ще мо­жет де­лать что-то по-дру­го­му. Но кто мы на са­мом деле? Ува­жа­ют нас или нет? Наш ста­тус ста­но­вит­ся очень важ­ным кри­те­ри­ем, ко­то­рый мы тща­тель­но обе­ре­га­ем. Осо­бен­но это за­мет­но у лю­дей, ко­то­рые до­би­лись вы­сот в ка­рье­ре, на­ко­пи­ли де­нег и ре­ши­ли пой­ти в биз­нес. Для них это боль­шой вы­зо­вы. Мы были про­фи, а те­перь — нет. Са­мо­оцен­ка па­да­ет, и лю­бая кри­ти­ка вы­зы­ва­ет нега­тив­ные эмо­ции.

Про­ка­чать уве­рен­ность в себе, на­стро­ить ме­ха­низм по­сто­ян­но­го по­лу­че­ния об­рат­ной свя­зи и на­учить­ся адек­ват­но ре­а­ги­ро­вать на нее, ис­поль­зо­вать для улуч­ше­ний — вот что важ­но.

Как на­учить­ся вос­при­ни­мать кри­ти­ку: ме­ди­ти­ро­вать, про­во­дить опро­сы каж­дую неде­лю, най­ти мен­то­ра, про­чи­тать кни­гу «Ра­бо­та, секс и день­ги».

На­вык 3. По­ни­мать, от чего ты кай­фу­ешь

Са­мое боль­шое за­блуж­де­ние: биз­нес — это что-то за­пу­стить и оста­но­вить­ся. На­обо­рот, это веч­ные гон­ки и скач­ки. Если ты не бу­дешь по­лон энер­гии и вдох­но­ве­ния, мало что по­лу­чит­ся. Имен­но по­это­му важ­но знать свои ис­точ­ни­ки энер­гии. Это то, чему не учат ни в од­ном уни­вер­си­те­те — по­ни­мать, от чего ты кай­фу­ешь.

Всем на­чи­на­ю­щим пред­при­ни­ма­те­лям, я не про­сто на­сто­я­тель­но со­ве­тую на­учить­ся по­ни­мать себя. Преж­де, чем вы раз­бе­ре­тесь, чего хо­ти­те, от чего за­ря­жа­е­тесь, не на­чи­най­те соб­ствен­ное дело! Глав­ная за­да­ча пред­при­ни­ма­те­ля — сфор­ми­ро­вать ко­ман­ду и об­ла­дать огром­ной энер­ги­ей по­сто­ян­но за­ря­жать свою ко­ман­ду несмот­ря ни на что. Неуме­ние это де­лать — по­жа­луй, то, по­че­му «за­хло­пы­ва­ет­ся» 90% уми­ра­ю­щих стар­та­пов.

Как на­учить­ся раз­би­рать­ся в себе и сво­их же­ла­ни­ях: ме­ди­та­ция, пси­хо­те­ра­певт, днев­ник эмо­ций, кни­га «Буд­да, мозг и ней­ро­фи­зио­ло­гия сча­стья».

На­вык 4. Быть ли­де­ром

Этот пункт немно­го пе­ре­се­ка­ет­ся с преды­ду­щим. Без энер­гии и вдох­но­ве­ния нель­зя быть ли­де­ром. Од­на­ко есть мно­го дру­гих ка­честв, ко­то­рые от­ли­ча­ют ли­де­ра. Ли­дер — это про от­вет­ствен­ность. Моя лю­би­мая фра­за «Мы в от­ве­те за все, что у нас есть, и за все, чего у нас нет». На­чи­ная свой биз­нес, будь­те го­то­вы, что все за­ви­сит толь­ко от вас — нель­зя бу­дет ни на кого спи­сать неуспех. Ли­дер­ство и свое дело — это сво­бо­да и от­вет­ствен­ность. И тому, и дру­го­му надо учить­ся. Прак­ти­ко­вать.

Если вы разо­бра­лись в себе, мо­же­те за­дать себе во­прос: Я ли­дер? Ру­ко­во­ди­тель? Управ­ле­нец? Все это раз­ные сло­ва и про­яв­ле­ния себя. Ли­дер ве­дет за со­бой, при­ни­мая бес­страш­но лю­бые уда­ры и рас­чи­щая до­ро­гу ко­ман­де. Ру­ко­во­ди­тель во­дит сво­и­ми ру­ка­ми и ру­ка­ми ко­ман­ды. А управ­ле­нец — управ­ля­ет ма­ши­ной. Нас не учи­ли вы­би­рать свой стиль управ­ле­ния, а от это­го мно­гое за­ви­сит. Как же это­му на­учить­ся? Про­бо­вать и смот­реть, ка­кой фор­мат вам боль­ше нра­вит­ся. Все это ваша боль­шая игра, вы­би­рай­те те пра­ви­ла, ко­то­рые хо­ти­те.

Как на­учить­ся быть ли­де­ром: стать ли­де­ром для себя, сво­е­го пса, со­брать ко­ман­ду хотя бы для хоб­би, окей, схо­дить в биз­нес-шко­лу, про­чи­тать кни­гу «Эйн­штейн и уме­ние хо­дить под па­ру­са­ми».

На­вык 5. Ра­бо­тать с день­га­ми

Пред­при­ни­ма­тель дол­жен раз­би­рать­ся в день­гах, уметь их счи­тать. Од­на­ко не сто­ит сра­зу бе­жать на до­ро­гие кур­сы: важ­нее уме­ния счи­тать день­ги уме­ние их ге­не­рить. Ина­че нече­го бу­дет счи­тать.

По­верь­те мне, как толь­ко вы пой­ме­те, как за­ра­бо­та­ли свои тре­тьи ты­ся­чи руб­лей (не пер­вые, они ни­че­го не зна­чат в от­ли­чие от «по­втор­ных по­ку­пок» и «ста­биль­но­сти» — это уже при­знак ма­стер­ства), вы при­ду­ма­е­те себе и удоб­ные таб­лич­ки, и учет. На­учи­тесь управ­лять день­га­ми, как сво­ей энер­ги­ей, по­няв, от­ку­да и как по­яв­ля­ют­ся сред­ства, куда ухо­дят, в ка­ких слу­ча­ях дают луч­ший ре­зуль­тат. День­ги — это тоже энер­гия, и лю­бая энер­гия нуж­на, толь­ко если она при­во­дит в дей­ствие ка­кой-то по­лез­ный ме­ха­низм. Если сред­ства на что-то по­шли, но ме­ха­низм не за­ра­бо­тал — ка­кая раз­ни­ца, уме­е­те ли вы со­би­рать P& L.

Я со­ве­тую идти не на ум­ные про­грам­мы по фи­нан­со­во­му пла­ни­ро­ва­нию, а на про­стые по­нят­ные кур­сы фи­нан­со­вой гра­мот­но­сти и в биз­нес-ин­ку­ба­тор, или сра­зу на мар­кет или фе­сти­валь. Прак­ти­ка и еще раз прак­ти­ка.

Как на­учить­ся ра­бо­тать с день­га­ми: на­чать ве­сти учет лич­ных рас­хо­дов, пой­ти в биз­нес-ин­ку­ба­тор, по­про­бо­вать про­дать что-то, что сде­лал сво­и­ми ру­ка­ми, за­кон­чить кур­сы Фи­но­ло­га или про­чи­тать кни­гу «Де­вуш­ка с день­га­ми».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector