Что изучают в бизнес школах
Выгодное дело: как учеба в бизнес-школе меняет предпринимателя
Уже прошло больше года, как я забыл про выходные дни. Все в моем графике перемешалось и сдвинулось, порой я забываю, как я жил до этого. Спорт ушел на второй план, я успел только выполнить очередной half-ironman в прошлом мае, а потом затянуло окончательно. Это не новый проект и не третий ребенок в семье. Просто в прошлом году я поступил на программу MBA. Мечты и реальность, все же, разошлись: там, где я ожидал прорыва, ничего не произошло, зато выгоды оказались в совсем неожиданных направлениях.
Моя история с MBA началась очень давно, я задумался о поиске программы в 2015-ом. Поначалу казалось, что рассматривать программу в России и вовсе не стоит, я питал иллюзорные надежды уехать учиться за границу. Даже не прикинув на коленке бюджета, сразу задумался над поступлением: изучал сайты программ различных заведений, узнал, что есть в природе GMAT (тест для обучения в бизнес-школе) и обязательный для поступления языковой TOEFL.
Уровень моего английского тогда оставлял желать лучшего. Поэтому первое, что я сделал, — пошел изучать язык заново, начал смотреть все фильмы только на английском, на нем старался читать и книги. Когда же я пристально посмотрел на GMAT (даже учебник заказал на Amazon), то сразу понял сложность задачи и отступил. Да, отступил. Я не готов был потратить столько времени на подготовку. Текущий бизнес и семья важнее, твердо решил я. Тогда же начал смотреть на программы в России. Пробой пера было, конечно же, поступление в «Сколково». Прошел тесты, собеседование, сдал английский, но грант я так и не получил. Заплатить за обучение полную сумму в евро я не мог, немного отчаялся и постарался забыть на время про MBA.
Через год я наткнулся на статью, где речь шла о рейтингах MBA в России, так и нашел подходящую мне программу. Критерии были простыми. Во-первых, программа обязательно на английском — вывести язык на новый уровень, довести его до совершенства, читать книги на языке было моей мечтой. Во-вторых, модульное обучение, так как жить в Москве ради этого в мои планы не входило. В-третьих, стоимость не должна была превышать 1,5 млн рублей. И, наконец, в-четвертых, программа должна иметь международный диплом, то есть аккредитацию. В выбранной мною программе все сложилось один к одному и я был готов окунуться с головой во все новое.
Обучение началось в апреле 2017 года, как говорят, с места в карьер. Модули обучения шли один за другим каждые две недели. Например, ты учишься 2-4 дня с утра до вечера с перерывом на обед. Я вообще не очень люблю сидеть на месте, поэтому первое время концентрироваться на предмете в течение долгого времени было пыткой. Постоянное желание заглянуть в телефон или компьютер не оставляет меня до сих пор. На модуле в основном дают теорию, причем подразумевается, что ты уже готов ее воспринимать. Заранее, через специальный портал, раздают материалы для ознакомления. Иногда там пусто, а иногда список кейсов и книг для прочтения тянется далеко вниз. После модуля дается задание и всего три недели на выполнение. Вы думаете, это много? Отнюдь. Когда модули два раза в месяц, то после окончания одного уже наступает время сдавать задание по предыдущему модулю. Выходит, что учеба постоянно присутствует в твоей жизни.
Впервые в жизни я столкнулся с понятием «плагиат». Точнее я сам наплодил плагиат. Признаюсь, что первую серьезную работу я наполовину списал из интернета. Толком не разобравшись в цитировании и правилах использования чужих идей, я в итоге получил 0 баллов. «В награду» за это весь летний отпуск я переписывал задание по International Marketing. Еще одна особенность итоговой оценки, это весы между различными заданиями. Например, тест на модуле идет за 40%, а домашнее задание за 60%. Таким образом, я провалил дисциплину под названием Innovation: не справился с тестом, хотя домашнее эссе сделал достаточно хорошо. Как результат — в новогодние каникулы я все переписывал. Мне понравился подход профессора из Франции: когда я написал ему, что завалил тест на модуле, я аргументировал это тем, что мне не повезло, имея в виду то, что просто «не угадал с ответами». Профессора это сильно удивило, и он прямо указал мне на то, что на модуле вместо учебы я занимался своими делами, поэтому и результат такой. В этом разница систем образования: я привык думать, что несдача экзамена может быть связана с везением, а в представлении француза удача никак не может влиять на результаты, только усердие и концентрация.
Очень увлекательная часть обучения — это выезд на специализацию в главный кампус школы во Францию. Это было мини-приключение с огромным количеством вызовов. Неделя напряженной работы с утра до вечера в группах, где собрались люди из абсолютно разных стран. Моя специализация — «Инновации». Повезло, что группа была всего 9 человек, поэтому отсидеться не удалось. Состав очень разнообразный, студентов различных программ перемешали. Так, наша группа состояла из представителей России, Швейцарии, Индии, Кореи и США.
Моим напарником был Алекс из США, и только благодаря его работе мы выглядели достойно (в следующий раз я буду усерднее учить язык и изучать кейсы). Интересно, что ребята с местной full-time-программы очень сильно отличаются от нас — тех, кто уже давно работает и может учиться лишь part-time. Мало опыта, «книжные» представления о бизнесе, сильное желание остаться во Франции и найти работу, с другой стороны — мастерство презентации и комплексный подход к решению учебных задач. Надо было лучше готовиться! Материал был, но я осилил лишь половину. Зато когда оказался в процессе, пришлось догонять по ходу дела, а это очень тяжело. Любая свободная минута — ты читаешь кейсы. Пять дней рабочего стресса открывают какие-то новые возможности в организме, как в триатлоне!
Однако по результатам только первого года, я могу сделать определенные выводы. Мой английский язык стал лучше лишь в некоторых аспектах, но существенно вырос словарных запас, беглость чтения. Навыки письма и разговора так и остались на прежнем уровне. Домашние задания выполняются на английском языке, но мой уровень не дает прыгнуть выше головы, пишу довольно просто и с русскими конструкциями (несмотря на это, профессора пока что еще меня понимают).
Во-вторых, я привык жить и работать в другом ритме и с другой нагрузкой. Обучение в выходные, да еще два перелета из Ижевска в Москву и обратно, а в понедельник опять на работу. Все это требует огромной концентрации сил: надо успевать гораздо больше и быстрее, домашние задания, которые валятся на тебя одно за другим, не оставляют выбора.
Третий вывод — самый важный. Признаться честно, многое из программы обучения мне знакомо в том или ином виде. Помогают 15 лет предпринимательства за плечами и сотни прочитанных книг. Где-то нахожу для себя новые фишки, а что-то вообще не нравится и ужасно скучно. Но! Неожиданно для себя я получил огромный синергетический эффект для собственного бизнеса. Будто творческая и мозговая активность открываются и начинают беспощадно сыпать идеями: после каждого модуля я привожу 10-20 новых заметок и идей для своих проектов. В процессе учебы я нашел несколько новых направлений и решился на серьезные преобразования. Кто бы мог подумать, что главный плюс будет в этом?
Впереди еще год, большая выпускная работа, модуль по специализации. Надеюсь, эффект от всей этой затеи превзойдет все мои ожидания, как и от процесса обучения на MBA.
Что такое MBA и почему набирает популярность Digital MBA: ключевые особенности обучения
Повсеместная диджитализация диктует бизнесу новые правила. Чтобы выдерживать конкуренцию, важно грамотно использовать digital-технологии и владеть цифровым инструментарием. В этом управленцам помогает бизнес-образование, в частности обновлённые программы MBA — Digital MBA.
Рассказываем, кому и зачем нужно MBA-обучение, как получить диплом бесплатно или со значительной скидкой, чем отличается Digital MBA от классического MBA, какие навыки и умения (и не только) приобретают выпускники — всё это с комментариями экспертов.
светлана третяк
Редактор Нетологии. Разобралась в тонкостях популярного бизнес-образования
Как устроены традиционные программы MBA
Что такое MBA
MBA — Master of Business Administration, в переводе «мастер делового администрирования». Программы MBA преподают в бизнес-школах для подготовки управленцев среднего и высшего звена в коммерции, государственном и муниципальном управлении. Обычно обучение длится два года.
На программах MBA обучаются эффективному управлению бизнесом: новым техникам и приёмам для роста. Также MBA помогает расширить деловые связи, что нередко приводит к созданию новых проектов.
Основа обучения — методика «кейс-стадис» (case-studies), или бизнес-кейсов. Представляет собой разбор конкретных примеров из реальной жизни, проработку возможных действий с аргументированным решением по рассматриваемой ситуации. Метод разработан в Гарвардской бизнес-школе в начале ХХ века.
Студенты опираются на личный опыт, предлагая кейсы из собственной практики. Групповое рассмотрение и совместный поиск решения доказали свою эффективность — в результате появляются не только новые идеи, но и новые бизнесы.
Для обучения на MBA нужно иметь диплом о высшем образовании и стаж практической деятельности не менее 2–3 лет. Также бизнес-школы попросят:
- результаты теста на способность учиться на MBA (GMAT);
- рекомендательные письма;
- эссе на заданную тему (например, «Как я улучшу мир после обучения на MBA»);
- языковой тест TOEFL или IELTS (большая часть учебной литературы написана на английском языке + чтение лекций);
- пройти собеседование, на котором будут спрашивать про профессиональные достижения, ожидания от MBA, жизненные ценности.
Выпускник получает квалификационную степень MBA, диплом о профессиональной переподготовке, а также диплом MBA бизнес-школы.
Степень MBA позволяет претендовать на высокооплачиваемые управленческие позиции. В некоторых компаниях без её наличия в принципе нельзя попасть на руководящую должность.
Ряд глобальных инвестиционных банков даже выпускников университетов рассматривает в разрезе заветной степени: если нет МВА из ведущего университета, то могут предложить только начальную должность аналитика, а если есть — сразу более высокую позицию associate.
Всё это ежегодно привлекает в бизнес-школы десятки тысяч человек.
Чему учат на МВА
А когда поучишься немного, то понимаешь, что все не так патетично. Обычный институт, который дает абсолютно те же самые знания, которые можно почерпнуть в книгах. Точнее, очень хороший институт с очень хорошими профессорами, которые, которые имеют очень хорошее практическое представление о предмете.
Я давно задумывал серию постов о том, что же такое бизнес-образование и какая от него польза. И сегодня будет как раз первый рассказ о том, чему нас учили в течение прошедших восьми месяцев. Забегая вперед, скажу, что в этот раз я намеренно не буду трогать вопросы обучения «человеческим» качествам и работу в команде, потому что это отдельный большой разговор, и сосредоточусь лишь на «формальных» предметах, которые можно увидеть у нас в расписании. Там, где возможно — с видеозаписями с реальных уроков.
1. Предпринимательство (Entrepreneurship). Один из ключевых предметов в IMD, на который делается большая ставка. Ведет профессор Benoit Leleux, бельгиец, который сам является успешным предпринимателем и венчурным капиталистом. Каждый класс — разбор конкретного кейса о том, как люди создавали или покупали бизнес (от мебельного магазинчика до La Martina). Очень вдохновляет и зажигает. Также в рамках курса была возможность месяц поработать с реальными стартапами, специально отобранными на всешвейцарском конкурсе. А ниже видео с одного из наших классов (не удивляйтесь, что все зеленые — это был День Святого Патрика и ирландская вечеринка)
2. Финансы (Finance). Ничем не отличается от финансов, которым учат в российских ВУЗах и которые описаны в классических книгах по Corporate Finance. Акции, облигации, фьючерсы, расчет NPV. Я лично практически ничего нового из этого курса не вынес, хотя для большинства одноклассников он оказался самым сложным (ибо большинство из них никогда с цифрами не работали). Профессор Nuno Fernandes из Португалии очень хорошо разбирается в предмете, но весьма своеобразен и очень нервничает перед камерой.
3. Бухучет (Accounting). Самый скучный предмет, на котором учат, как расписывать дебеты и кредиты и сводить балансы. Поскольку десять лет назад я этот предмет уже учил и благополучно забыл, то особо не напрягался. Вел его динозавр отрасли шотландец Stewart Hamilton, один из самых колоритных профессоров. Hardcore oldschool, что называется. Видео с урока нет, так что пусть он просто расскажет о глобальных экономических трендах.
4. Экономика (Economics). Один из моих самых любымых предметов и профессоров, которые капитально выносили мозг даже мне, человеку с кандидатской степенью по экономике. Профессор Ralf Boschek- человек, который как будто живет в другом измерении, из которого транслирует свои гениальные мысли об экономике. Любой вопрос может положить на графики и рассказать, как он легко решается, а за один урок расписывает шесть больших досок. Каждая его лекция — это смесь экономики высокого полета и остросюжетного детектива, и если отвлечься от повествования хотя бы на минуту, то потеряешься, поэтому все обычно слушали, раскрыв рты.
5. Лидерство (Leadership). Предмет, который составляет ядро программы МВА в IMD и который ее прославил. Суть — понимание себя в мире и мира в себе. Умение видеть, что происходит вокруг и читать других людей. Умение строить с ними отношения и работать в коллективе. Умение вести за собой других. Человек, который создал этот курс и много лет тянул его, к сожалению, ушел из IMD в прошлом году, и в этом стал вести новый профессор Ben Bryant, который, прямо скажем, не всем нравится. В том числе и потому, что постоянно старается вытолкнуть студентов из зоны комфорта и покопаться в неприятных мыслях и переживаниях. Очень психологичный предмет, в течение которого проходит множество «экспериментов», конфликтов и откровенных разговоров. Эссе, которые по нему надо писать, являются одним из самых сложных элементов программы: с первого раза их не сдают обычно около 20% студентов.
6. Организационное поведение (корявый перевод Organizational Behavior). Некий сплав организационных, культурных, лидерских и психологических аспектов управления организацией. Как решать конфликты, что движет людьми в компаниях, как работать с различными культурами. Ведет директор программы МВА Martha Maznevski. Видео опять не из класса, но очень хорошо отражает ее стиль.
7. Стратегия (Strategy). В этом курсе, в основном, ведутся пространные беседы о стратегических выборах, которые стоят перед компаниями. Например, на экзамене за четыре часа надо было написать стратегию для компании LEGO. Все классы также основаны на конкретных исторических примерах. Ведут два профессора — Margaret Cordig и James Henderson. Нашел видео только последнего.
8. Маркетинг (Marketing). Предмет о том, как продавать кока-колу, мыло Dove и лифты Schindler. Довольно абстрактные рассуждения о брендах, их силе, эффективности рекламных компаний и лучших каналах сбыта. Если до МВА я думал, что маркетинг может быть интересен в силу некоторой креативной составляющей процесс, то теперь понимаю, что это однозначно не моя тема. Ведет ирландец John Whalsh, который выпивает по четыре бутылки Coke Zero за учебный день. Видео нет.
9. Инновации (Innovation). О том, как преуспевает тот, кто вовремя ловит тренды и не засиживается на одном месте. Пока что самым ярким моментом курса было создание инновационной сумки (см. здесь), а большая часть курса еще впереди. Профессор Michael Wade — большой специалист по онлайн-медиа и всяким прогрессивным штукам.
10. Мировая политическая экономия (Global Political Economy). Политические дискуссии по наиболее важным предметам повестки дня. Поскольку в классе есть люди 46 национальностей, то разговор всегда получается жарким и интересным. А профессор Jean-Pierre Lehmann — признанный авторитет в международных вопросах, который очень любит говорить про Китай. Так или иначе на каждом уроке эту страну обсуждаем.
11. Управление производством (Production and Operations Management). Довольно короткий курс, который дает базовые представления о том, что такое производственный процесс, как его выстраивать наиболее эффективно и как повышать продуктивность. Хитом стало посещение фабрики Nespresso, после которой вообще не понимаешь, зачем на производстве нужны люди. А профессор — всеми любимы Nikos Tsikriktsis, который очень быстро говорит и является единственным сотрудником IMD, у которого в e-mail не указана фамилия (потому что все равно никто не знает, как она правильно пишется).
Как видите, набор предметов мало отличается от классического набора обычного факультета экономики и управления обычного ВУЗа. Так что с точки зрения «знаний» вряд ли МВА сильно отличается от того, что можно получить, просто почитав книгу. Основное преимущество подобных программ — в так называемых soft skills. А что это такое, как они развиваются и почему это важно, я расскажу в следующей серии.
5 навыков, которым стоит научиться тем, кто хочет открыть свой бизнес
Советует основательница Школы Гастробизнеса Настя Колесникова
Курсов и программ для предпринимателей сегодня можно найти очень много. Прежде чем выбрать один из них, стоит определиться, какие навыки нужны начинающему бизнесмену в первую очередь. Настя Колесникова, основательница Школы Гастробизнеса, компании «Местная еда» и фуд-инкубатора, где предпринимателям помогают запускать свои проекты, рассказала «Цеху», что нужно знать тому, кто решил запустить свое дело. Среди выпускников фуд-инкубатора проекты Soul in the Bowl, Brownie Mama и другие.
Перед тем, как открыть бизнес, учиться нужно обязательно. Подходить к этому процессу стоит с умом — иначе есть большой риск, что то, чему ты будешь учиться, тебе в ближайшее время не пригодится. Какие же навыки вам точно нужны?
Навык 1. Действовать
Бизнес — это предпринимательство, слово, однокоренное с «предпринимать». Самое важное — сформировать привычку все время действовать. У вас должно быть страстное желание не просто придумывать и рассуждать, а действительно делать своими руками.
Мне кажется, русскому человеку не свойственно рассматривать труд как некий элемент жизни. Так сложилось исторически. После перестройки считалось, что ты дурак, если много работаешь или мало получаешь. Мечтой было мало работать и много получать. Из ничего заработать миллиард, быстро и просто. Поэтому «трудиться» в нашем понимании — это когда не получается придумать ничего другого. Даже сейчас предприниматели сразу хотят делегировать, выйти из операционки и заниматься стратегическими задачами.
Для многих безделье на работе — это удача и повод для гордости: «Ой, у меня хорошая работа. Сильно не напрягают, есть время на свои дела». У нас нет привычки благородно трудиться, а в предпринимательстве такой подход не пройдет.
Именно поэтому у нас в «Местной еде», которая создает платформу для реализации собственной идеи про бизнес, все построено так: ты что-то изучаешь в Школе Гастробизнеса, а потом идешь на Маркет Местной еды, чтобы поработать с реальным продуктом и реальными людьми и протестировать идею. Это необязательно, но мы создаем условия, чтобы человек пошел и попробовал. Я предполагаю, что это самое главное, чему должен научиться предприниматель.
Даже если вы изучили финансы, экономику, тренды, прошли курс, как создавать продукт, но не попробовали сделать сами, не получили обратную связь от людей, — все зря.
Как научиться делать: пойти в бизнес-инкубаторы, уволиться, выращивать цветы, завести пса, делать зарядку каждое утро и заниматься спортом.
Навык 2. Нормально воспринимать критику
Когда вы откроете бизнес, все окажется совсем не так, как вы предполагали. Вы придумали продукт, а люди почему-то его не покупают. Не так и не столько, сколько вы планировали. Открытий будет много. Важный навык — воспринимать нормально любой фидбэк и критику от гостей, друзей, семьи, экспертов и за счет обратной связи постоянно улучшать продукт.
Я часто наблюдаю, как людям, которые приходят в наш фуд-инкубатор, сложно воспринимать критику. Видимо, это какая-то наша удивительная черта. Возможно, я сейчас сильно обобщаю, но после работы в Нигерии, когда я помогала запускать там «Додо-пиццу» и локальный бренд мороженого, я стала замечать, что люди в России в отличие от нигерийцев очень заморочены на собственной самооценке. Думаю, это последствия истории нашей страны, мы до сих пор в поиске собственной идентичности.
Сначала была четкая советская иерархия, а потом стало ничего непонятно. И наше поколение — первое, кто вообще может делать что-то по-другому. Но кто мы на самом деле? Уважают нас или нет? Наш статус становится очень важным критерием, который мы тщательно оберегаем. Особенно это заметно у людей, которые добились высот в карьере, накопили денег и решили пойти в бизнес. Для них это большой вызовы. Мы были профи, а теперь — нет. Самооценка падает, и любая критика вызывает негативные эмоции.
Прокачать уверенность в себе, настроить механизм постоянного получения обратной связи и научиться адекватно реагировать на нее, использовать для улучшений — вот что важно.
Как научиться воспринимать критику: медитировать, проводить опросы каждую неделю, найти ментора, прочитать книгу «Работа, секс и деньги».
Навык 3. Понимать, от чего ты кайфуешь
Самое большое заблуждение: бизнес — это что-то запустить и остановиться. Наоборот, это вечные гонки и скачки. Если ты не будешь полон энергии и вдохновения, мало что получится. Именно поэтому важно знать свои источники энергии. Это то, чему не учат ни в одном университете — понимать, от чего ты кайфуешь.
Всем начинающим предпринимателям, я не просто настоятельно советую научиться понимать себя. Прежде, чем вы разберетесь, чего хотите, от чего заряжаетесь, не начинайте собственное дело! Главная задача предпринимателя — сформировать команду и обладать огромной энергией постоянно заряжать свою команду несмотря ни на что. Неумение это делать — пожалуй, то, почему «захлопывается» 90% умирающих стартапов.
Как научиться разбираться в себе и своих желаниях: медитация, психотерапевт, дневник эмоций, книга «Будда, мозг и нейрофизиология счастья».
Навык 4. Быть лидером
Этот пункт немного пересекается с предыдущим. Без энергии и вдохновения нельзя быть лидером. Однако есть много других качеств, которые отличают лидера. Лидер — это про ответственность. Моя любимая фраза «Мы в ответе за все, что у нас есть, и за все, чего у нас нет». Начиная свой бизнес, будьте готовы, что все зависит только от вас — нельзя будет ни на кого списать неуспех. Лидерство и свое дело — это свобода и ответственность. И тому, и другому надо учиться. Практиковать.
Если вы разобрались в себе, можете задать себе вопрос: Я лидер? Руководитель? Управленец? Все это разные слова и проявления себя. Лидер ведет за собой, принимая бесстрашно любые удары и расчищая дорогу команде. Руководитель водит своими руками и руками команды. А управленец — управляет машиной. Нас не учили выбирать свой стиль управления, а от этого многое зависит. Как же этому научиться? Пробовать и смотреть, какой формат вам больше нравится. Все это ваша большая игра, выбирайте те правила, которые хотите.
Как научиться быть лидером: стать лидером для себя, своего пса, собрать команду хотя бы для хобби, окей, сходить в бизнес-школу, прочитать книгу «Эйнштейн и умение ходить под парусами».
Навык 5. Работать с деньгами
Предприниматель должен разбираться в деньгах, уметь их считать. Однако не стоит сразу бежать на дорогие курсы: важнее умения считать деньги умение их генерить. Иначе нечего будет считать.
Поверьте мне, как только вы поймете, как заработали свои третьи тысячи рублей (не первые, они ничего не значат в отличие от «повторных покупок» и «стабильности» — это уже признак мастерства), вы придумаете себе и удобные таблички, и учет. Научитесь управлять деньгами, как своей энергией, поняв, откуда и как появляются средства, куда уходят, в каких случаях дают лучший результат. Деньги — это тоже энергия, и любая энергия нужна, только если она приводит в действие какой-то полезный механизм. Если средства на что-то пошли, но механизм не заработал — какая разница, умеете ли вы собирать P& L.
Я советую идти не на умные программы по финансовому планированию, а на простые понятные курсы финансовой грамотности и в бизнес-инкубатор, или сразу на маркет или фестиваль. Практика и еще раз практика.
Как научиться работать с деньгами: начать вести учет личных расходов, пойти в бизнес-инкубатор, попробовать продать что-то, что сделал своими руками, закончить курсы Финолога или прочитать книгу «Девушка с деньгами».